Дисней Уолт

ДиснейДИСНЕЙ, Дисни (Disney) Уолт (настоящая имя Уолтер Элайас) (5.12.1901, Чикаго - 15.12.1966, Лос-Анджелес), американский режиссёр, художник, продюсер. Родился в семье выходцев из Ирландии. С 1917 года учился в Высшей школе Мак-Кинли и Академии изящных искусств (Чикаго). С 1918 на военной службе. С 1919 художник-карикатурист в Канзас-Сити, где вместе с Ю. Айверксом создал студию «Iwerks-Disney Commercial Artists» (создавали «Смехограммы» - короткие фильмы, которые демонстрировались перед киносеансом, и др.). С 1920 в компании «Newman’s Laugh-О-Grams» (в серии фильмов «Алиса в стране мультипликации» совмещались актёр и рисованная анимация). В 1923 году основал в Голливуде собственную компанию «The Walt Disney Company» (первоначально под названием «Disney Brothers Cartoon Studio»). В 1926 Дисней начал выпускать серию фильмов «Освальд - счастливый кролик». В 1928 году в немом фильме «Безумный аэроплан» появился новый персонаж - мышонок Микки Маус, полностью проявивший свой характер в звуковом фильме «Пароходик Вилли» (1928; гармоничное соединение музыки и шумов с действием и поведением персонажей). В 1929 году вышел «Танец скелетов» на музыку К. Сен-Санса, положивший начало серии «Забавных симфоний». Героями большинства выпусков были Микки Маус, утёнок Дональд Дак, пёс Плуто и другие постоянные персонажи фильмов Диснея. Особым успехом пользовался фильм «Три поросёнка» (1933, премия «Оскар»), Уже в начале 1930-х годов отчётливо проявились основные черты художественного метода Диснея, в основу которого был положен принцип очеловечивания животных, наделения их чертами и психикой «среднего американца».

Реклама

ДиснейДисней реформировал американское анимационное кино, возродив в нём лучшие традиции комической школы М. Сеннетта; особая изобретательность проявлялась в разработке и построении трюка. Стиль Диснея был закреплён поточной технологией производства. В 1933 году Дисней одним из первых перешёл к выпуску цветных фильмов, используя разработанный в США метод «Technicolor». В середине 1930-х годов фильмы Диснея постепенно завоевали европейский и мировой кинорынок, оказывая существенное влияние на развитие анимационных кино во многих странах. Начиная с фильма «Белоснежка и семь гномов» (1938, премия «Оскар», премия Международного кинофестиваля в Венеции) Дисней обратился к полнометражным картинам. Успехом пользовались фильмы «Пиноккио» (1939), «Фантазия» (1940), «Дамбо» (1941) и особенно «Бэмби» (1942) - поэтический рассказ об оленёнке. В годы 2-й мировой войны студия Диснея выпускала пропагандистские и учебные фильмы; в дальнейшем возобновился выпуск преимущественно полнометражных рисованных картин: «Золушка» (1950, премия Международного кинофестиваля в  Венеции),  «Алиса  в  стране  чудес» (1951), «Питер Пэн» (1953), «Леди и бродяга»  (1955),  «Спящая   красавица» (1958), «Сто один далматинец» (1961), «Мэри Поппинс» (1965), «Книга джунглей» (1967) и др. В 1955 году Дисней создал увеселительный детский парк Диснейленд (штат Калифорния), в котором ряд аттракционов  воспроизводит образы его фильмов.

Удостоен премии «Оскар» более 30 раз. На рубеже 20-21 века «The Walt Disney Company» - один из лидеров мировой индустрии развлечений (включает, в том числе студии «Walt Disney Pictures», «Touchstone Pictures», «Hollywood Pictures», «Miramax Films», систему парков Диснейленд в США, Франции и др., теле- и радиостанции). Награждён орденом Почётного легиона.

Лит.: Feild R. The art of W. Disney. N. Y., 1942; Арнольди Э. М. Жизнь и сказки У. Диснея. Л., 1968; Schickel R. W. Disney. L., 1968; Finch С. The art of W. Disney. N. Y., 1973; Maltin L. The Disney films. N. Y., 1973; Thomas В. W. Disney. N. Y., 1976; Асенин С. У. Дисней: Тайны рисованного киномира. М., 1995; Gabler N. W. Disney: the triumph of the American imagination. N. Y., 2006.

 А. А. Волков.