Диспетчеризация

ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ, централизация (концентрация) оперативного контроля и координация управления производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятий для достижения оптимальных технико-экономических показателей. Диспетчеризация  представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, объём и уровень которых зависит от характера производственного процесса, степени оснащённости его машинами и механизмами, уровня автоматизации, от структуры управления предприятием. Диспетчеризация направлена на обеспечение равномерности загрузки всех звеньев предприятия, непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов основного производственного цикла, бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих участков. Диспетчеризация охватывает не только контроль и управление технологическими процессами производства, но и оперативное планирование, распределение материальных и технических ресурсов, транспортных средств, учёт работы машин, механизмов и др.

Реклама

Простейшая форма диспетчерской службы возникла в 18-19 веках в связи с переходом от кустарного и полукустарного к фабрично-заводскому производству (период промышленной революции). Первоначально основной функцией диспетчерской службы было распределение рабочей силы, сырья и материалов и учёт готовой продукции. С развитием крупносерийного и поточно-массового производства, с возникновением производственных связей между смежными предприятиями, созданием крупных промышленных и энергетических объединений, а также быстрым совершенствованием транспорта диспетчеризация стала необходимой для оперативного руководства сложным комплексом технологических процессов, взаимодействия отдельных звеньев транспортных систем. Примитивная диспетчерская служба уступила место современной диспетчеризации, основанной на более совершенных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники. Диспетчеризация  стала одним из основных средств управления в промышленности, энергетике, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и др.

Структура диспетчеризации зависит от характера и масштаба объекта управления. Простейшая диспетчеризация осуществляется, как правило, с помощью диспетчерской двусторонней аналоговой или цифровой связи с объектами. На крупных объектах с разветвлённой или многоступенчатой структурой (например, в энергетике, где осуществляется оперативное управление электростанциями, подстанциями, линиями электропередачи и отдельными крупными установками потребителей) действуют несколько местных диспетчерских пунктов и один центральный, координирующий их деятельность. Диспетчерские пункты, как правило, оснащаются многопроцессорными вычислительными системами, которые не только производят сбор и обработку информации, поступающей с объектов, но и дистанционное управление объектами. Полученная информация отображается различными средствами индикации и сигнализации на пульте диспетчера, на дисплеях контрольных устройств. Внимание диспетчера привлекается только в случае, если контролируемая   величина  отклоняется от нормы (т. е. возникает внештатная или аварийная ситуация).

Структура и организация диспетчерской службы на автомобильном, воздушном, водном и железнодорожном транспорте вследствие специфики отдельных видов транспорта и различий в их технической оснащённости значительно отличаются от диспетчерской службы на промышленном предприятии; имеет общую для всех видов транспорта цель - обеспечить надёжность и бесперебойность перевозок пассажиров и грузов.

Лит.: Игнатущенко В. В. Организация структур управляющих многопроцессорных вычислительных систем. М., 1984; Барский А. Б. Параллельные процессы в вычислительных системах. Планирование и организация. М., 1990.