Диспетчерская централизация
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, управление движением поездов на железной дороге, при котором диспетчер в пределах определённого участка (так называемого диспетчерского круга) самостоятельно, без участия дежурных по станциям, прокладывает маршрут движения поездов, обеспечивая их следование по перегонам и через станции в соответствии с графиком движения. Оперативная работа ведётся из диспетчерского центра по каналам телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС). В комплексе с диспетчерской централизацией работают системы автоблокировки на перегонах; системы управления централизацией стрелок и сигналов на станциях; аппаратура кодового управления. В зависимости от конкретной обстановки на перегонах и станциях диспетчер осуществляет перевод стрелок по заданным направлениям; включает на линейных пунктах сигналы светофоров при приближении к ним поезда; контролирует занятость перегонов и станционных путей; имея непосредственную связь с машинистом, передаёт ему команды по маршруту ведения поезда и др. Каналы передачи информации организуются по воздушным, кабельным, волоконно-оптическим, радиорелейным линиям связи.
Впервые диспетчерская централизация в России применена в 1936 году на Московской железной дороге с использованием для передачи информации общих каналов связи. В 1960-х годах созданы системы с циклической передачей сигналов по каналам телесигнализации. С конца 1990-х годов на российских железных дорогах применяется диспетчерская централизация, работающая на основе вычислительной техники в реальном масштабе времени; включает в себя информационную и экспертную подсистемы, обеспечивающие автоматизированное принятие решения, контроль ситуации на участке, учёт номеров и индексов поездов, их ходовых качеств; передают команды на линейные пункты и др.
Лит.: Кондратьев Л. А., Борисов Б. Б. Устройства автоматики, телесигнализации и связи на железнодорожном транспорте. М., 1991; Лисенков В. М. Безопасность технических средств в системах управления движением поездов. М., 1992.
В. М. Лисенков.