Диссиденты

ДИССИДЕНТЫ (от латинского dissidens, буквально - сидящий отдельно; несогласный), изначально - инаковерующие; в политической лексике 2-й половины 20 века - лица в тоталитарных и авторитарных государствах, публично заявляющие о своём неприятии отдельных принципов общественно-политической системы, критикующие конкретные проявления внутренней и внешней политики.

Исторически термин связан с религией, его содержание изменялось. Слово «диссидент» появилось в Польше в 16 веке с началом Реформации. Первоначально этим понятием в 1573 году акт сейма Варшавской генеральной конфедерации обозначил последователей всех христианских исповеданий (католиков, протестантов, православных), между которыми устанавливался религиозный мир на условиях равенства конфессий. В ходе Реформации, охватившей европейские страны, сторонники католической церкви в борьбе с инакомыслием стали называть диссидентами всех противников католицизма. В дальнейшем, с развитием Реформации, диссидентами именовали лиц, не исповедовавших догматов господствовавшей в той или иной стране Церкви. По отношению к ним осуществлялись меры, ограничивавшие религиозные, гражданские права, угрожавшие, в том числе и личной безопасности инаковерующих. Вопрос о политических правах диссидентов особенно обострился в 16-17 веках. В Англии к диссидентам относили противников Англиканской церкви (как католиков, так и последователей протестантских сект - квакеров, методистов, пресвитериан, пуритан и пр.), во Франции - гугенотов, в католической Польше - православных и протестантов, в Германии - лиц, не придерживавшихся веры князя, подданными которого они являлись.

Реклама

В середине 1950-х - середине 1980-х годов в СССР и других социалистических странах политическое диссидентство являлось проявлением оппозиции в условиях отсутствия гражданского общества и политических институтов для выражения в конституционной формах протеста или точек зрения, отличных от диктуемых официальной идеологией. Среди первых нелегальных диссидентских организаций (численность - в пределах 10 человек) были, например, в Москве - «Народно-демократическая партия России» (1955-58, организаторы - В.С. Поленов и др.), кружок аспиранта исторического факультета МГУ Л. Н. Краснопевцева (1956-57), в Ленинграде - кружки под руководством математика  Р. И.  Пименова  (1956-57) и студента В. И. Трофимова (1956-57). Наиболее многочисленным (28 членов, 30 кандидатов) стал «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН;   1964-67,  руководитель  - Н. В. Огурцов). Диссиденты  привлекли внимание общества в условиях либерализации режима после 20-го съезда КПСС (1956). К первым публичным проявлениям диссидентства относилось чтение у памятника В. В. Маяковскому в Москве стихов, главным образом не принятых к печати в советских подцензурных изданиях (1958-1961, активные участники - В. Н. Осипов, Э. С. Кузнецов, Н. В. Бокштейн). Диссиденты  издавали за границей (так называемый тамиздат) и выпускали в нескольких машинописных экземплярах (так называемый самиздат) не прошедшие в СССР цензуру литературные произведения. Они популяризировались зарубежными радиостанциями («Голос Америки», «Свобода - Свободная Европа» и др.) или нелегально распространялись в стране, что многократно усиливало потенциал движения диссидентов. Первыми за рубежом  были  изданы  книги: «Суд идёт» (1959), «Любимов» (1963) А. Д. Синявского, «Жизнь и судьба» (1959), «Всё течёт» (1963) В. С. Гроссмана, «Говорит Москва» (1961), «Искупление» (1963) Ю. М. Даниэля и др. К наиболее известным «тамиздатовским» публикациям относились «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака (1958), «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына (1973), «Зияющие высоты» А. А. Зиновьева (1976). Первыми самиздатовскими литературными журналами были «Синтаксис» (№ 1-3; 1959-60; Москва;  тираж  достигал  300 экземпляров; редактор А. И. Гинзбург), в котором публиковались встречавшие препятствия со стороны  цензуры  стихи  Б. А. Ахмадулиной, Н. И. Глазкова, А. С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы, Г. В. Сапгира, И. С. Холина и др., и «Сфинксы» (1965; редактор В. Я. Тарсис), в котором собраны стихи поэтов основанного Л. Г. Губановым литературного объединения СМОГ. В наиболее крупном издании - бюллетене «Хроника текущих событий» (№ 1-64, 1968-83; составители Н. Е. Горбаневская и др.) - фиксировались случаи нарушения в СССР прав человека и выступления в их защиту. Серьёзный отклик в стране и за рубежом вызвала демонстрация протеста на Красной площади в Москве против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию и суд над участниками демонстрации (1968).

Диссидентское движение в восточноевропейских странах развивалось с конца 1950-х годов. В Польше, Югославии, Чехословакии, Венгрии, ГДР и других социалистических странах оппозиционные группировки диссидентов возглавлялись такими политическими деятелями, как Л. Валенса, В. Гавел, В. Коштуница, А. Демачи, А. Гёнц, Р. Эппельман, которым Запад оказал мощную моральную и материальную поддержку.

Взгляды диссидентов были различными по идеалам и политической направленности. Одни (например, братья Р. А. и Ж. А. Медведевы) полагали, что все недостатки общественно- политической системы проистекали из сталинизма, являясь результатом искажения марксизма-ленинизма, и видели основную задачу в «очищении социализма»; Р. А. Медведев считал, что социалистическое течение станет массовым и позволит осуществить в СССР демократические реформы, а в последующем (в начале 21 века) - построить бесклассовое коммунистическое общество. Другие (лидер - академик А. Д. Сахаров) видели будущее мировой цивилизации в конвергенции двух систем - капиталистической и социалистической, которая должна была сопровождаться демилитаризацией, созданием экономики «смешанного типа», укреплением международного доверия, защитой прав человека, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного начала в человеке. А. И. Солженицын выход из главных, по его мнению, опасностей, грозивших стране в ближайшие 10-30 лет (война с Китаем и общая с западной цивилизацией гибель в экологической катастрофе), видел в отказе от марксистской идеологии и в том, чтобы развернуть «старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь». Он предлагал также признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй, отказаться от производства водки как важнейшей статьи государственного дохода и от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами, строить рассредоточенные города и пр. Некоторые диссиденты [например, А. М. Иванов (Скуратов), Г. М. Шиманов] корень мирового зла (и трагедии России) усматривали в отказе западной цивилизации от христианства и в замене полноты духовной жизни «фальшивым блеском» материального благополучия, считали, что русские в жизни страны играют непропорционально малую роль, а изменить положение может национальная революция под лозунгом «единая неделимая Россия». Репутацию идеолога национально-православного движения приобрёл И. Р. Шафаревич, выступивший с критикой тоталитарной системы (статьи в сборнике «Из-под глыб», Париж, 1974), автор книг «Социализм как явление мировой истории» (Париж, 1977) и «Русофобия» (с 1980 распространялась в самиздате, с 1989 многократно переиздавалась). «Неоязычники», сформировавшиеся к середине 1970-х годов, призывали вернуться к дохристианским верованиям, считали праславян и древних славян частью племён древних ариев, имевших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании. Как форму еврейского национализма власти рассматривали стремление уехать в Израиль: в 1970 году суд над лицами, безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию и намеревавшимися с этой целью захватить самолёт, закончился вынесением суровых приговоров организаторам акции и арестами среди сионистской молодёжи в ряде городов страны.

Одним из главных направлений в диссидентстве было правозащитное движение. В его рамках действовали в 1970-73 годах Комитет прав человека в СССР (создан В. Н. Чалидзе, члены - А. Д. Сахаров, И. Р. Шафаревич и др.), с 1973 - русская секция организации «Международная амнистия», с 1976 - Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей Хельсинкских соглашений (руководитель - Ю. Ф. Орлов, члены - Л. М. Алексеева, М. С. Бернштам, Е. Г. Боннэр и др.; вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении), с 1977 - образованная при ней рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях (А. П. Подрабинек и др.).

Борьба нескольких сотен инакомыслящих против пороков существовавшего режима вызывала сочувствие неизмеримо более широкого круга сограждан, что свидетельствовало о существенных противоречиях в обществе. Западные спецслужбы стремились использовать движение диссидентов в своих целях, оказывая ему поддержку (например, американское ЦРУ к 1975 году участвовало  в  издании  на русском языке более 1,5 тысяч книг русских и советских авторов).

В действиях диссидентов власть видела угрозу существовавшему порядку. Для борьбы с ними использовались соответствующие положения советского законодательства, осуществлялась дискредитация идей диссидентов через средства массовой информации. Проводником карательной политики в основном являлся КГБ. По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956-87 по обвинению в преступлении, направленном на подрыв или ослабление советской власти, было осуждено 8145 человек. Несколько заключённых диссидентов были обменяны на арестованных за границей советских разведчиков, а В. К. Буковский - на оказавшегося в заключении лидера чилийских коммунистов Л. Корвалана. К диссидентам применялась и такая мера воздействия, как лишение советского гражданства. В середине 1960-х - середине 1980-х годов за действия, «наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР», были лишены советского гражданства около 100 человек, в том числе В. П. Аксёнов (1980) и В. Н. Войнович (1981). В конце 1979 - начале 1980 годов, с вводом советских войск в Афганистан, были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники правозащитных, а также оппозиционных властям национальных и религиозных организаций. Специфическим видом наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу.

Во 2-й половине 1980-х годов, с началом перестройки и политики гласности в СССР, диссидентское движение сошло на нет. Часть диссидентов сформировала сильную либеральную составляющую в политической борьбе конца 1980-х - начала 1990-х годов (в ряде восточноевропейских стран бывшие диссидент возглавили правительства или государства). В постсоветское время в Российской Федерации участники диссидентского движения за редким исключением (А. И. Солженицын, Л. М. Алексеева, С. А. Ковалёв и некоторые др.) не сохранили заметного влияния на политическую и общественную жизнь страны.

Явления, подобные движению диссидентов в социалистических странах, можно иногда наблюдать и в государствах с устойчивой демократической системой. Так, в США преследованию подвергались инакомыслящие в период маккартизма, во время массовых выступлений против войны во Вьетнаме, за гражданские права цветного населения и т.д. Однако существование институтов гражданского общества и системной оппозиции позволяет демократическим странам легче преодолевать идеологические и общественные конфликты.

Лит.: Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М., 1992. М., 2006; она же. История правозащитного движения. М., 1996; Безбородов А. Б., Мейер М. М., Пивовар Е. И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х - 80-х годов М., 1994; Поликовская Л. В. Мы предчувствие... предтеча... Площадь Маяковского, 1958-1965. М., 1997; Самиздат в. М.; Минск, 1997; 5810. Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде: [Март 1953-1991]. М., 1999; Королева Л. А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001; Антология самиздата: Неподцензурная литература в СССР, 1950-1980-е: В 3 т. М., 2005; Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 годы М., 2005.

А. И. Вдовин.