Дистанционно пилотируемый ле­тательный аппарат

ДИСТАНЦИОННО ПИЛОТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ДПЛА), летательный аппарат, пилотируемый человеком (пилотом, оператором), находящимся на пункте управления, располагающемся на Земле, на воздушном или космическом ЛА. Для обозначения ДПЛА употребляется также термин «телепилотируемый ЛА». ДПЛА является дальнейшим развитием телеуправляемого ЛА, который управляется в основном бортовой автоматической системой. В отличие от телеуправляемого ЛА, ДПЛА управляется оператором не эпизодически, а непрерывно, в зависимости от конкретной обстановки в районе его полёта; как правило, оборудуется телевизионной камерой с переменным фокусным расстоянием, ИК-системой обзора. ДПЛА - составная часть авиационного (рис.), авиационно-космического или космического комплекса. Одной из главных составных частей этих комплексов является система дистанционного управления ЛА (СДУ), обеспечивающая возможность получения, дешифрации и передачи информации на пункт дистанционного управления в реальном масштабе времени. СДУ должна обеспечивать непрерывную помехоустойчивую, дуплексную связь, одновременное пилотирование нескольких ДПЛА, выполняющих различные задания.

Реклама

По кратности применения ДПЛА могут быть одно- и многоразовыми; по месту старта (посадки) - наземного, морского и воздушно-космического старта (посадки). Наземный старт осуществляется с разбегом (как правило, для вывода на заданную высоту используется самолёт-носитель ДПЛА) или  вертикально.  Посадка на землю может производиться «по-самолётному» (с пробегом) или вертикально, а также с помощью парашюта. Воздушно-космические старты и посадки требуют специальных систем и устройств на ДПЛА и на ЛА для их приёма после выполнения ими задания.

Военные комплексы с ДПЛА подразделяются на разведывательные, ударные, истребительные, мишенные, радиоэлектронного противодействия, ретрансляционные и др. Могут выполнять следующие боевые задачи: ведение воздушной разведки с помощью фото-, ИК-аппаратуры или телевизионной разведывательной аппаратуры; наблюдение и указание цели; подсветку цели лазерным лучом для последующего применения оружия с лазерной головкой самонаведения; нанесение ударов по наземным, морским и воздушным целям; ведение радиоэлектронной борьбы; осуществление ретрансляции команд и др.

Дистанционно пилотируемый ле­тательный аппарат

Для военных ДПЛА связь должна быть скрытой, исключающей возможность обнаружения противником ДПЛА и пункта управления, а также определения их координат с целью воздействия средствами поражения или радиоэлектронной борьбы.

Основные задачи гражданских ДПЛА: разведывательные и поисковые работы (обнаружение и картографирование лесных пожаров, спасательные поисковые работы, разведка рыбных запасов, ледовая разведка, выявление посевов наркотиков и др.); наблюдение за объектами (патрулирование газонефтепроводов, автострад, осуществление рыбнадзора, выявление браконьеров и др.); контроль параметров окружающей среды (экологическая обстановка, патрулирование береговой полосы и др.).

Первые беспилотные разведчики появились  в мире  в  конце  1950-х  - начале 1960-х годов. В СССР первый тактический беспилотный разведчик ТБР-1 создан в КБ С. А. Лавочкина (1962), дальний беспилотный разведчик ДБР-1 «Ястреб» - в КБ А. Н. Туполева (1964), первый ДПЛА малой дальности (мини-ДПЛА; предназначен для ведения разведки, поиска одиночных и групповых движущихся и неподвижных объектов днём и ночью с определением их координат) - в ОКБ имени А. С. Яковлева (1983).

Основное достоинство комплексов ДПЛА: существенно меньшая стоимость их создания и эксплуатации по сравнению с комплексами, содержащими обычные пилотируемые ЛА (при условии одинаковой эффективности выполнения поставленных задач); высокая мобильность и полная автономность; вертикальный старт и посадку ДПЛА можно осуществлять с морских и речных судов небольшого тоннажа и с малых площадок в труднодоступных районах. Основной недостаток комплексов с ДПЛА военного назначения - уязвимость системы дистанционного управления, работа которой может быть нарушена противником.

Лит.: Ростопчин В. В. Беспилотные авиационные системы. http://www.avia.ru.

В. Ф. Захарченко.