Достоинство
ДОСТОИНСТВО, характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия своему предназначению. Если ранние представления о достоинстве соотносились с социальным статусом человека (достоинство тем выше, чем выше статус), то в посттрадиционных обществах достоинство обозначает «внутреннее благородство», отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Достоинство как моральное понятие («общечеловеческое достоинство», по И. Канту) характеризует индивида как личность: оно определяется не происхождением, богатством, образованием или социальным положением человека, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободой. По Канту, достоинство, выступающее основанием воления, противостоит любым иным практическим побуждениям, в частности своекорыстным.
Понятие достоинства может иметь разную степень обобщения. В качестве достойного может признаваться индивид: а) соответствующий представлению о высшем назначении человека (таков общегуманистический образ достоинства, складывающийся уже в античности, ярко выраженный у Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, то есть безусловно (в христианстве достоинство человека ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога; в кантовском учении уважение к другому обусловлено тем, что другой признаётся в качестве субъекта законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои обязанности и отвечающая разумным ожиданиям окружающих в конкретных человеческих отношениях.
В отличие от заслуги достоинство не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным, тогда как заслуги вменяются ему в знак одобрения его достижений, успехов на каком-либо поприще. В субъективном плане достоинство как чувство самоуважения заключается в ощущении человеком собственной значимости, которое сохраняется при условии, что другие одобряют (по достоинству оценивают) его действия.
Р. Г. Апресян.