Диверсификация

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (от латинского diversus - разный и facio - делать), создание многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг с целью рассредоточения рисков, повышения эффективности и стабильности хозяйствующих субъектов. Различают диверсификацию: макроэкономическую - развитие приоритетных народно-хозяйственных комплексов и отраслей на основе государственных инвестиций или стимулирования частного капитала (законодательная база, налоговая система и пр.) с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики; микроэкономическую - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производств, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п.; внешнеторговую, охватывающую экспорт и импорт; например, диверсификация импорта позволяет уменьшить или ликвидировать зависимость от одного источника закупок; маркетинговую (или концентрическую), которая означает пополнение ассортимента схожими с уже выпускаемыми и успешно продаваемыми товарами компании; инвестиционную (или депозитную), которая предполагает владение разнообразными финансовыми активами, с каждым из которых связаны различные риски, с тем, чтобы снизить общую степень риска портфеля в целом. Следует выделить латеральную диверсификацию (от латинского lateralis - боковой, расположенный в стороне), при которой компания вторгается в несвойственные ей сферы деятельности, далёкие от применяемых на её предприятиях технологий, каналов сбыта; такое вторжение осуществляется через механизм слияний и поглощений и путём покупки контрольных пакетов акций; такая стратегия требует значительных ресурсов, а сам бизнес становится венчурным (рисковым).

Реклама

К основным методам диверсификации рисков относятся диверсификация бизнеса, диверсификация каналов сбыта и поставок, диверсификация источников инвестиций, юридическое закрепление бремени риска за каждым из участников бизнеса в договорах (контрактах), распределение риска во времени. Различают также диверсификацию ресурсов (финансовых, трудовых, материально-технических) в рамках выбранного направления бизнеса и диверсификацию направлений бизнеса.

Под влиянием диверсификации бизнеса структура предприятий меняется: из специализированных они превращаются в многоотраслевые комплексы. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний. Обобщение коммерческой практики позволяет сделать вывод о том, что диверсификация направлений бизнеса не должна становиться стратегическим приоритетом до тех пор, пока не начнут сокращаться возможности роста предприятия на основном рынке. Существует множество примеров, когда компании, концентрирующие свою деятельность в одном виде бизнеса, могут добиваться выдающихся успехов в течение десятилетий, не прибегая к диверсификации для поддержания своего роста. Например, американские компании «McDonald’s», «Delta Airlines», «Coca-Cola», «Apple Computer», «Wal-Mart», «Xerox», «Polaroid» и некоторые другие завоевали высочайшую репутацию, работая в одном направлении бизнеса. Концентрация в одном направлении бизнеса (полностью или с небольшой долей диверсификации) имеет некоторые организационные и управленческие преимущества: чем успешнее работает недиверсифицированная компания, тем больше у неё возможностей выгодно преобразовать накопленные опыт и знания в устойчивое конкурентное преимущество и лидирующее положение в отрасли. Однако всё большее число компаний во всех странах мира вынуждены прибегать к диверсификации как стратегии своего развития, тем самым избегая полной финансовой зависимости от особенностей циклического развития одной отрасли. Время диверсификации частично зависит от возможностей роста компании в своей отрасли и частично - от её конкурентной позиции. Компании, имеющие прочные конкурентные позиции на медленно растущем рынке, - первые кандидаты на диверсификацию в новые отрасли. После принятия стратегического решения о диверсификации выбирается один из нескольких альтернативных стратегических подходов, в том числе: стратегии внедрения в новые отрасли (приобретение, создание новой компании или совместного предприятия); стратегии исключения и ликвидации; стратегии обновления компании, сокращения и реструктуризации; стратегии международной диверсификации и др.

Лит.: Румянцева Е. Е. Самоучитель по разработке бизнес-проектов. М., 2005; она же. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М., 2006.

Е. Е.Румянцева.