Дхарма

ДХАРМА (санскритский dharma), важнейшее понятие индийской культуры, в различных контекстах переводится как «правило», «мораль», «добродетель», «[религиозный] долг», «обязанности», «правда», «устои» и т.п., а также «свойство» (главным образом в философской литературе). Дхарма  рассматривается как совокупность установленных правил (изначально ритуальных), соблюдение которых необходимо для поддержания миропорядка. В качестве основы мироздания дхарма неразделима с истиной (рта) и действительностью (сатъя). Применительно к обществу дхарма охватывает сферу надындивидуальных норм жизни и является одним из четырёх понятий, составляющих цели человеческой жизни (артха - выгода, кама - удовлетворение чувственных желаний и мокша - достижение освобождения). Дхарма  - положительная ценность в противоположность адхарме («неправда», «беззаконие» и т. п.). Термин «дхарма» употребляется и в более узком значении - «устои такого-то духовно-религиозного направления» (например, дхарма вишнуитов, «Буддха Дхарма» - самоназвание буддизма как традиции и его вероучения).

Реклама

Дхарме  посвящена обширная санскритская литература (дхармашастры). Иногда выделяют ряд аспектов, составляющих «общую дхарму людей»: правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда живым существам (ахимса) и др., однако основное внимание уделяется соблюдению каждым своей «собственной дхармы» (сва-дхармы), зависящей от происхождения, социального статуса, возраста и т. п. Соответственно содержание дхармашастр, как правило, сводится к изложению дхармы варн и ашрам - стадий жизни. Индуизм часто определяется как варна-ашрама-дхарма, т. е. сословно-кастовая дхарма и дхарма стадий жизненного пути человека, другое самоназвание индуизма - санатана-дхарма, т. е. вечная дхарма. В «Бхагавадгите» подчёркивается, что «наилучшее - преданность собственной дхарме». Эта «собственная дхарма» стоит выше правил общечеловеческой морали. Так, для брахманов превыше всего - изучение Вед и обучение им, отправление жертвоприношений и ритуалов, принятие и дача даров. Дхарма  кшатриев - охрана народа и управление им (включает в себя обязанность сражаться, т. е. прямо нарушать требования ахимсы). Дхарма  вайшьев - земледелие, скотоводство, торговля. Индивид обязан беспрекословно подчиняться традиционным нормам своего коллектива - дхарме кастовой, клановой, местной. В первой стадии жизни члена первых трёх варн его дхарма состоит в изучении Вед, с началом семейной жизни - в праведном заработке в соответствии с варной и кастой, содержание семьи, отправление ритуалов, почтение к брахманам; к концу жизни социальный аспект дхармы сворачивается.

Ведийскую дхарму специально изучает миманса, в вайшешике дхарма определена как «качество души, приносящее удовольствие, благополучие и освобождение». Заметно известное напряжение между дхармой и освобождением (мокшей) - абсолютной ценностью; их альтернативность, сравнительная значимость, стадиальность являются часто обсуждаемой проблемой (например, у ведантиста Шанкары, полемизирующего с мимансой). Изначальным источником дхармы признаётся священное откровение (Веда, шрути), вторичным источником - священное предание (смрити, дхармашастра), а также обычаи, сохраняющиеся из поколения в поколение (согласно традиции, восходящие к какому-то утерянному ведийскому тексту). Дхарма  в принципе считается вечной и неизменной (хотя строгость её исполнения существенно зависит от мирового периода - юги). Авторитетом в области абсолютной дхармы является собрание учёных-брахманов, если же речь идёт об особой дхарме касты, рода или деревни – старейшины соответствующей общины (панчаят). Несоблюдение дхармы карается наложением покаяний, изгнанием из касты или другими формами общественного бойкота. Виновного, по индийским представлениям, ожидает худшее перерождение по закону воздаяния (карма), лучшее же перерождение обеспечивает себе тот, кто «накапливает дхарму» как некую материальную субстанцию религиозного долга.

В буддизме дхарма - высшая истина, которую Будда открыл в собственном опыте в результате медитации. Отсюда путь, который он предлагает другим, предполагает интенсивные занятия самонаблюдением, в ходе которого выделяемые йогами события их собственной сознательной жизни обозначаются как дхармы.

Лит.: Stcherbatsky Th. The central conception of Buddhism and the meaning of the word ‘dharma’. L., 1923; О’Flaherty W.D., Derrett J. D.М. The concept of duty in South Asia. New Delhi, 1978; Carter J. R. Dhamma. Tokyo, 1978; «Journal of Indian Philosophy». 2004. Vol. 32.

А. А. Вигасин, А. В. Парибок.