Дмитревский Иван Афанасьевич

Дмитревский Иван Афанасьевич ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич [20.2(3.3).1736, Ярославль - 27.10(8.11).1821, Санкт-Петербург], российский актёр, театральный и литературный деятель, переводчик, педагог, действительный член Российской академии (1802). Родился в семье дьякона. В 1751 году окончил Ростовскую духовную семинарию. В 1749-51 участвовал в спектаклях ярославской труппы «охотников» под руководством Ф. Г. Волкова. Вместе с ней указом императрицы Елизаветы в январе 1752 вызван в Санкт-Петербург, где был оставлен в числе 4 самых талантливых членов этой труппы и отдан в Сухопутный кадетский корпус для продолжения образования; среди прочих предметов обучался «тражедии» под руководством А. П. Сумарокова. Вошёл в труппу учреждённого 30.8.1756 «Русского для представления трагедий и комедий театра». После смерти Волкова (апрель 1763) стал «первым придворным российского театра актёром». Видный представитель русского классицизма, играл главные роли в трагедиях Сумарокова (Синав - «Синав и Трувор», Оскольд - «Семира», Вышеслав - «Вышеслав», Димитрий - «Димитрий Самозванец», Мстислав - «Мстислав»), а также в комедиях, в которых считался одним из лучших русских исполнителей (Альцест - «Мизантроп, или Нелюдим» Мольера, Дорант - «Ревнивый, из заблуждения выведенный» Ж. Кампистрона, Менехм - «Менехмы, или Близнецы» Ж. Ф. Реньяра, Добросердов - «Мот, любовью исправленный» и Неумолков - «Пустомеля» В. И. Лукина). Дмитревскому было свойственно тонкое чувство стиля и жанра. Первым из русских актёров представлял отечественный театр за границей, куда выезжал дважды: с сентября 1765 по октябрь 1766 - «смотреть английского и французского театру», и с октября 1767 по май 1768 - выписать труппу французских актёров к русскому двору. После возвращения из Европы, где Дмитревский познакомился с исполнительским искусством  А. Л. Лекена,  Дюмениль,  Клерон, Ф. Р. Моле, Д. Гаррика и др., им была «декламация вычищена, исправлена и приведена в совершенство» (А. Ф. Малиновский). Однако в 1770-е годы Дмитревский много играл в «мещанских драмах» и «слёзных комедиях» (граф Кларандон - «Евгения» П. Бомарше, Беверлей - «Беверлей» Б. Ж. Сорена), вызывавших яростные нападки классицистов. В 1782-83 Дмитревский возглавлял Вольный российский театр в Санкт-Петербурге на Царицыном лугу (где в 1782 впервые поставил в свой бенефис «Недоросля» Д. И. Фонвизина и сыграл роль Стародума). Среди других ролей: Клитандр («Любовь Доктор» Мольера), Аполлон («Новые лавры» Сумарокова, музыка Г. Ф. Раупаха и И. Старцера), Азиятец («Прибежище добродетели», опера-балет Сумарокова, Ф. А. К. Гильфердинга, музыка Раупаха), Артимон («Опекун обманут, бит и доволен» Ф. Данкура), граф Новосёлов («Наказанная вертопрашка» Б. Е. Ельчанинова), Всезнай («Лжеучёный» Ж. Дювора). В августе 1783 назначен инспектором российской труппы. В марте 1784 Дмитревскому поручили «обучать находящихся при театральной школе учеников и учениц декламации и действованию». В январе 1787 уволен на пенсион, но продолжал выступать и преподавать. С октября 1791 главный режиссёр, надзирающий «над всеми российскими зрелищами и школою». В эти годы сыграл роль Досажаева (по «Школе злословия» Р. Б. Шеридана), которую считают лучшей из его ролей. Последний раз вышел на сцену в августе 1812 в роли Усердова в драме «Всеобщее ополчение» С. И. Висковатова.

Реклама

Литературную деятельность Дмитревский начал в 1759 году, напечатав элегию «Предвестия для нас плачевные свершились...» и три перевода из английского журнала «The Spectator». Среди трудов: аллегорический пролог на выздоровление великого князя Павла Петровича «Непостижимость судьбы» (1772), переводы пьес К. Гольдони, М. Кольтеллини, Детуша, Б. Ж. Сорена, Л. да Понте. Дмитревский был в дружеских отношениях со многими литераторами (И. А. Крылов, Г. Р. Державин и др.), входил в общество «Беседа любителей русского слова». Для Российской академии писал отзывы о драматических и лингвистических сочинениях, на её торжественном собрании в декабре 1807 произнёс «Слово похвальное А. П. Сумарокову» (издано в том же году). Многие сочинения Дмитревского не сохранились, в том числе «История российского театра», над которой он работал около 20 лет.

Педагогическую деятельность Дмитревский начал в 1770-е годы: преподавал сценическое искусство питомцам Московского воспитательного дома, составившим труппу Вольного российского театра в Санкт-Петербурге (1780-83) и вошедшим затем в состав придворного русского театра.

Лит.: Известие о жизни И. А. Дмитревского, Российской Императорской академии, многих ученых сословий члена и знаменитого актера. СПб., 1822; Кони Ф. А. Биография И. А. Дмитревского // Пантеон русского и всех европейских театров. 1840. Ч. 1. №3; Всеволодский-Гернгросс В. Н. И. А. Дмитревский. Берлин, 1923; он же. И. А. Дмитревской. М.; Л., 1945; Ф. Г. Волков и русский  театр его  времени.  М., 1953;  Жихарев С. П. Записки современника: В 2 т. Л., 1989; Куликова К. Ф. Российского театра первые актеры. Л., 1991; Старикова Л. М. Театр в России XVIII в. М., 1997.

Л. М. Старикова,  В. Л. Коровин.