Дмитрий Иванович Жилка
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Жилка (6.10.1481, Москва - 14.2.1521, Углич), удельный князь угличский (не позднее января – февраля 1504-1521). Из династии московских Рюриковичей, 3-й сын великого князя московского Ивана III Васильевича от 2-го брака с Зоей (Софьей Фоминичной) Палеолог, брат великого князя московского Василия III Ивановича. Впервые в источниках назван по имени в мае 1492 года. Летом 1502, в ходе русско-литовской войны 1500-03, по приказу отца возглавил большое соединённое войско, направленное под Смоленск, руководил осадой города (1-я половина августа - около 14-17 сентября). Русским войскам не удалось взять Смоленск, однако разорению подверглись значительные территории Великого княжества Литовского. В конце августа - сентября 1503 Дмитрий Иванович участвовал в церковном соборе, на котором поддержал не принятую собором позицию отца и старшего брата, предусматривавшую ограничение церковного землевладения и, видимо, проверку прав собственности монастырей, кафедр и соборов на их вотчины.
По завещанию отца Дмитрий Иванович получил город Углич с уездом и город Молога с волостями и со знаменитым, сведённым из Холопьего городка торгом, бывшие тверские земли (город Зубцов с уездом и городки-крепости Хлепень, Рогачёв, Опоки с волостями), а также половину Ржевы (другая входила в удел волоцкого князя Фёдора Борисовича), территории на юго-западном пограничье страны - Мещовск (бывшее родовое владение служилых князей Мезецких) и соседний с ним Опаков с волостями в среднем течении реки Угра, московское село Напрудское и подмосковные сёла Озерецкие. Согласно духовной, Дмитрий Иванович не имел права претендовать на расширение удела ни при каких условиях и был ограничен в собственнических правах: кончина без наследника мужского пола означала передачу его владений великому князю. Дмитрий Иванович, как и остальные младшие сыновья великого князя, был лишён права чеканить монету, получать таможенные и большинство других доходов с Москвы. Получив часть великокняжеской казны, Дмитрий Иванович не мог претендовать на выделение иных государственных средств. Он был отпущен на удел, скорее всего, в январе 1504. Вероятно, в июне между ним и Василием III Ивановичем было заключено «докончание» (договор), а в 1504-1505 составлены «разъезжие списки» границ удела Дмитрия Ивановича. 6 (или 7).12.1505 он участвовал в заседании Боярской думы в присутствии великого князя, на котором решался вопрос о характере отношений с Крымским ханством. В ходе казанско-русской войны 1505-07 возглавлял направленную под Казань в апреле 1506 многочисленную соединённую рать (судовую и конную), но дважды потерпел поражения от казанских войск. В 1512-13, во время русско-литовской войны 1512-22, в походе под Смоленск формально командовал полком левой руки, летом 1513 находился при великом князе в Боровске, а 11.9.1513 направлен в Серпухов (или Каширу) для охраны южных границ (аналогичное назначение получил и летом 1514). Отряды детей боярских из удела Дмитрия Ивановича регулярно направлялись на военную службу великого князя под началом удельных воевод (1506-08, 1512, 1515, 1519 и др.).
Реклама
Очевидно, Дмитрий Иванович был связан с преподобным Максимом Греком, в переводе Толковой Псалтири (1-я половина 16 века) которого содержится посвящение Дмитрию Ивановичу. В состав княжеского двора Дмитрия Ивановича входили представители многих известных фамилий (князья Хованские, представители 2 линий ростовских Рюриковичей, 3 линий Морозовых, Вельяминовых, 2 линий Волынских, Полевых и др.). Дмитрий Иванович твёрдо защищал социальные и материальные интересы своих вассалов, что вызвало около 1519-1520 резкую реакцию Василия III, считавшего эти действия Дмитрия Ивановича нарушением завещания отца.
В своём уделе Дмитрий Иванович был рачительным хозяином: в первые годы княжения основал несколько княжьих слободок с льготным статусом, к дворцовым сёлам прикупал земли у местных вотчинников. В его уделе активно развивалось поместное землевладение (особенно в Угличском, Ржевском и отчасти Зубцовском уездах). В духовной Дмитрия Ивановича отсутствуют записи о долгах (хотя для них, возможно, существовала отдельная грамота), зато перечень его имущества занимает около 75% всего текста документов. Описаны ювелирные украшения и предметы, церемониальная одежда, обувь и гардероб из дорогих европейских и восточных тканей и русских мехов (всего около 70 позиций, не считая большого количества жемчуга), посуда и столовые приборы из серебра, в том числе позолоченного (в «казённом» списке свыше 250 предметов, в «походном» - около 240). В казне хранилась 1 тысяча рублей, очень большая для 16 века сумма свободных денег. Василия III завещание Дмитрия Ивановича обязывало сделать поминальные вклады вотчинами в 11 монастырей (в том числе 7 угличских) и дать денежные вклады в другие обители и соборы (всего около 30).
После смерти Дмитрия Ивановича намерение Василия III совершить погребение брата в Архангельском соборе Московского Кремля едва не привело к силовому столкновению, так как члены двора Дмитрия Ивановича и угличане решительно не хотели отдавать тело своего князя. После долгих споров распоряжение великого князя было выполнено. Проводы тела Дмитрия Ивановича для погребения в Москве были совершены с невиданными ранее церемониями. Этому событию посвящена повесть, написанная архимандритом Угличского Воскресенского монастыря Ефремом и сохранившаяся в летописной традиции Троице-Сергиева монастыря (Синодальный список Типографской летописи), важная для понимания круга государственно-политических идей местных элит.
Лит.: Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение русской публицистики XVI века о борьбе Ивана III с землевладением церкви // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1964. Т. 20; Каштанов С. М. Социально-политическая история России конца XV - 1-й половины XVI в. М., 1967; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972; он же. Удельные князья и их дворы во 2-й половине XV в. и 1-й половине XVI в. // История и генеалогия. М., 1977; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985; Кром М. М. Меж Русью и Литвой. М., 1995; Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности конца XIV - начала XVI в. СПб., 2002; Плигузов А. И. Полемика в русской церкви 1-й трети XVI столетия М., 2002.
В. Д. Назаров.