Догоны

ДОГОНЫ (самоназвания - Dogon, Dogonm; фульбское хабе - чужеземец, язычник), народ на юго-востоке Мали (юг области Мопти), севере Кот-д’Ивуара и Буркина-Фасо. Численность до 800 тысяч человек (2007, оценка). Живут в основном в изолированном районе плато Бандиагара и равнины Сено. Говорят на догонских языках. По языку выделяются южные, центральные, восточные и северо-западные догоны. К южным догонам относятся: доон (язык томо-кан - 168 тысяч человек на юго-западе от города Банкас в Мали, около 10 тысяч человек в Кот-д’Ивуаре и Буркина-Фасо), тенгу (67,8 тысяч человек) и того (92,2 тысяч человек); к восточным догонам - дьямсай (164 тысячи человек между городами Коро и Бумбум) и торо-тегу (3,7 тысячи человек); к центральным догонам (говорят на наречиях центрально-догонских языков) - торо (бомму, язык торо-со - 63 тысячи человек), доном (язык донно-со - 57 тысяч человек в районе города Бандиагара) и томмом (язык томо-со - 75,9 тысяч человек); к северо-западным догонам - момбо (колум - 24 тысячи человек), ампари (6,6 тысяч человек), буду (язык буноге - 0,9 тысяч человек), тираниге (дулери - 5,3 тысяч человек), нанга (3,2 тысячи человек), янда (2,5 тысяч человек), бондум (довой - 31 тысяча человек к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко), догул (догулу, омого - 20 тысяч человек к северо-востоку от города Бандиагара) и др. Небольшая группа бангана на северо-западе говорит на изолированном языке бангери. Догоны в основном сохраняют традиционные верования, есть мусульмане-сунниты маликитского мазхаба, до 15% - христиане.

Реклама

Догоны Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали. Согласно этногенетическим преданиям, их предки под натиском фульбе пришли в 15-16 веках со среднего и верхнего Нигера - из страны Манден, вытеснив местное население (телем, возможно жили в среднем Понигерье на рубеже нашей эры) и частично усвоив его культуру и, вероятно, ряд языковых особенностей. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т.п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов ит.п. В 16 веке догоны входили в раннегосударственное образование  Сонгай,  в 16-19 веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - Масина. Контакты догонов с исламизированными фульбе, начавшиеся на рубеже 18-19 веков, привели к захвату последними Бандиагары к середине 19 века.

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки. В культурном отношении различаются догоны плато и предгорий, подступающих к долине реки Нигер (центральные и северо-западные догоны), и догоны цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаических элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, рис, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С фульбе и бозо догоны связывают отношения шуточного родства (смотри Подшучивание). Развиты кузнечное дело (характерны плавильные печи фаллической формы, сходные с печами манден), антропоморфная и зооморфная пластика [железо, дерево, глина, камень: кованые антропоморфные навершия жезлов, маски, статуэтки женщин (с детьми, сосудами на голове, мелющих зерно), орантов, музыкантов, всадников, двойные изображения, ритуальные сиденья с «кариатидами», подголовники, танцевальные трости, кубки, утварь, архитектурные детали]. Для скульптуры характерны угловатые очертания, маски имеют объёмные либо плоские личины, навершия с подчёркнутой вертикальной осью (длина до 10 м). Резьбой по дереву занимаются кузнецы (составляющие замкнутую касту и живущие в особом квартале или в отдалении от деревни), их жёны - гончарством.

Догоны Система терминов родства бифуркативная. Деревенская община состоит из нескольких больших семей - патрилатеральных родственных групп, управляется советом старейших мужчин (гинна, буквально - большой дом). Духовный лидер общины - жрец (огон) культа мифического предка догонов Лебе, избираемый общиной и проходящий после избрания длительный период инициации. Лебе представляется в виде змеи, считается, что от его сыновей произошли территориальные и родовые группы догонов (дьон, домно, оно и ару). Первопредком и культурным героем считается также Номмо, укравший у небесных кузнецов  огонь, разделивший землю между 8 родами догонов и научивший людей земледелию; его почитание связано с близнечным культом. Поселения располагаются террасами на склонах холмов у подножий скал. Имеются скальные постройки. Жилище глинобитное, прямоугольное с плоской крышей; дома тесно примыкают друг к другу. Амбары - прямоугольные или округлые. Встречаются мужские дома (тогу-на) - низкие (чтобы во время ссор спорщики не могли выпрямиться во весь рост), с соломенной в несколько слоёв крышей, опирающейся на резные столбы; женские менструальные дома за пределами деревни; мужские и женские глинобитные кладовые на подставках - круглые в плане с конической крышей, с рельефными антропоморфными изображениями на дверях. Традиционная одежда - набедренная повязка и рубаха у мужчин, повязанная на бёдрах юбка у женщин.

Догоны имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке Номмо;  о  «божествах  воды»  -  полулюдях и полузмеях; о вредоносном шакале Йуругу. Им приписываются сложные космогонические представления о многослойной Вселенной и др. С культом предков связано мужское Общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание. Практикуется и женское обрезание. Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельскохозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др. Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных,  геометрические фигуры). Со  2-й  половины 19 века под влиянием тукулёров распространяется  ислам,  с конца 19  -  начала 20  века - христианство. Догоны,  получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре. Изучение культуры догонов в середине 20 века было монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.).

Лит.: Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. Р., 1907; Griaule М., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. S. 1., 1948; Palau Marti М. Les Dogon. Р., 1957; Laude J. African art of the Dogon, the myths of the cliff dwellers. N. Y., 1973; Guerrier Е. Essai sur la cosmogonie des Dogon, l’arche du Nommo. Р., 1975; Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parole chez les Dogon. 2 éd. Р., 1987; Paulme D. Organisation sociale des Dogon. Р., 1988; Wanono N., Renaudea М. Les Dogon. Р., 1996; Beaudoin G. Les Dogon du Mali. Р., 1997; Griaule М. Masques dogons. 4 éd. Р., 2004; idem. Dieu d’eau, entretiens avec Ogotemmêli. Р., 2006.

В. Р. Арсеньев.