Докетизм
ДОКЕТИЗМ (от греческого δοϰέω - казаться), гностическое направление в раннехристианской богословской мысли, заключающееся в стремлении объяснить воплощение Христа, Сына Божия, не как реально историческое событие, а лишь как видимое, кажущееся.
Возникновение докетизма связано с проникновением в христианство элементов античной философской культуры, прежде всего, элементов платонизма. Церковная традиция связывает становление докетизма с именем Николая, одного из 7 первых диаконов, ученика апостолов. Свидетельства полемики с докетическими воззрениями усматриваются уже в соборных апостольских посланиях (например, 1 Ин. 4:2-3); изложение учения докетов находится у Игнатия Антиохийского, Ипполита Римского, упоминания о них - у Феодорита Кирского. Во 2 веке докетизм стал неотъемлемой частью учения гностиков. Наиболее последовательным докетом был гностик Валентин, согласно взглядам которого Спаситель при воплощении воспринял только духовную субстанцию, так как спасается только дух, а не плоть, которая была у воплотившегося Христа лишь видимостью, иллюзией. Прочие докеты допускали во Христе наличие плоти, но не грубой человеческой, материальной, а иного, более тонкого характера. Маркион говорил о «небесной» плоти воплотившегося Христа, Апеллес сравнивал её с телами ангелов. В 6 веке одна из монофизитских сект - афтардокеты [последователи Юлиана Галикарнасского (умер после 518)], не отвергая материального характера плоти Христа, отрицали подверженность её страданиям, смерти и тлению; они в данном случае оказывались лишь видимыми, иллюзорными, что делало невозможным восприятие Христом нашего смертного человечества. На практическом уровне христианской жизни докетизм получил выражение в проповеди крайних форм воздержания как необходимого условия для спасения (смотри Энкратиты), во взгляде на спасение как сугубое спасение духа.
Лит.: Orbe А. Cristologia gnostica. Madrid, 1976. Vol. 1-2; Grillmeier А. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg in Breisgau, 1979. Bd 1.
Д. В. Зайцев.