Долгушин Никита Александрович
ДОЛГУШИН Никита Александрович (родился 8.11.1938, Ленинград), российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист СССР (1988). В 1959 году окончил ЛХУ (педагоги В. И. Шелков, М. М. Михайлов, А. И. Пушкин) и был принят в Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Первую сольную партию (Сатир - «Спартак» А. И. Хачатуряна) исполнил ещё до окончания училища. В 1961-66 в Новосибирском театре оперы и балета, в 1966-1968 в танцевальном ансамбле «Молодой балет» под руководством И. А. Моисеева, в 1968-83 в Ленинградском Малом театре оперы и балета. В 1998-2006 главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета. Первый исполнитель партий в постановках О. М. Виноградова (Принц - «Золушка», Ромео - «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева; князь Игорь - «Ярославна» Б. И. Тищенко, и др.), И. Д. Бельского (Щелкунчик-Принц - «Щелкунчик» П. И. Чайковского), Н. Н. Боярчикова (Карл - «Разбойники» М. А. Минкова), М. Мурдмаа (Человек - «Свершение» А. Пярта). В классическом репертуаре Долгушин - мастер отточенного, элегантного танца в строгой, благородной манере. В современных балетах создавал тонкий психологический рисунок роли, тяготел к трагедийности, но порой был склонен к гротеску и юмору.
Реклама
Среди партий: Альберт («Жизель» А. Адана), Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Дезире и Зигфрид («Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского), Гамлет («Гамлет» Н. П. Червинского), Пилат («Мастер и Маргарита» А. П. Петрова), Дон Жуан («Дон Жуан» К. В. Глюка). Вёл активную концертную деятельность, выступая в хореографических миниатюрах Л. В. Якобсона, Х. Лимона, Р. Пети, Дж. Кранко, К. Я. Голейзовского, Г. Д. Алексидзе. В Новосибирском театре оперы и балета дебютировал как хореограф (ряд вариаций в балете «Ледяная дева» на музыку Э. Грига, 1964). В Ленинградском Малом театре оперы и балета поставил «Концерт в белом» (1969) и «Ромео и Джульетта» (1971) на музыку Чайковского, «Клитемнестра» на музыку Глюка (1972). Ставил танцы в операх и драматических спектаклях. С 1983 руководит балетной труппой Оперной студии Ленинградской консерватории (с 1991 Музыкальный театр Санкт-Петербургской консерватории). Среди постановок: «Эпитафия» на музыку Т. Альбинони (1984), «Грёза» («Дама с камелиями») на музыку Э. Шоссона (1985), «Король Лир» С. И. Насидзе (1990, совместно с Алексидзе, Долгушин - Лир), «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. К. Щедрина (2002), «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (2006). Долгушин реконструировал шедевры классического наследия: «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1990, хореография В. Ф. Нижинского), «Русский балет Серебряного века» на сборную музыку (1993, реставрация хореографии М. М. Фокина и А. П. Павловой), «Жизель» (1997, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. И. Петипа), «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (2005, хореография Петипа, А. А. Горского и Долгушина) и др. Снимался в телебалете «Принц и нищий» на музыку Н. С. Симоняна (1985), телеэкранизациях балетов «Маскарад» на музыку А. И. Хачатуряна (1985), «Шекспириана» на музыку Г. Пёрселла и Чайковского (1988) и др. В 1983-2000 годах заведующий кафедрой хореографии Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории (профессор с 1990). Творчеству Долгушина посвящены фильмы «Танцует Никита Долгушин» (1982), «Никита Долгушин. Философия танца» (1992). 1-я премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1964).
Лит.: Красовская В. Н. Долгушин. Л., 1985.
Н. М. Садовская.