Донгшон
ДОНГШОН (Đông Son), археологическая культура (цивилизация) позднего бронзового века (1-го тысячелетия до нашей эры) в тропической зоне Юго-Восточной Азии. В начале 1-го тысячелетия до нашей эры распространена в Южном Китае, Восточном и Центральном Индокитае, около 6 века до нашей эры появилась на Малаккском полуострове, островах Суматра, Ява, части острова Калимантан и на некоторых других островах. Влияние Донгшона прослеживается на Филиппинах. Выделяются: «основной» центр Донгшона в Северном Вьетнаме, а также «батьвьетский» - в районе северных притоков среднего и, возможно, нижнего Сицзяна; ряд «периферийных зон-очагов» - вариантов Донгшона; контактная зона с культурами Хуанхэ - в бассейне Янцзы. Выделена французским исследователем русского происхождения В. В. Голубевым по материалам поселения Донгшон (раскопки в 1924; провинция Тханьхоа, Вьетнам).
Поселения, расположенные по берегам рек, на небольших возвышенностях, рядом с обрабатываемыми долинами, образовывали группы. Дома на сваях с высокой прогнутой крышей и верандой, плетёными стенами, внутри - циновки, очаг, низкая мебель, большие сосуды; амбары на сваях имели деревянные стены. Ведущая форма кухонной посуды - круглодонный сферический горшок с сильно отогнутым венчиком; столовой - чаши и вазы на низких поддонах; все изготовлены на гончарном круге, много специализированных форм и стандартных типов; нередок шнуровой или прорезной орнамент. Из бронзы изготавливались мотыги-кельты, башмаковидные топоры-кельты, рыболовные крючки и др.; к середине 1-го тысячелетия до нашей эры широко распространился плуг (тяжёлый четырёхчастный на материке и трёхчастный - на островах). Большие деревянные ступы с тяжёлыми пестами для дробления риса; каменные зернотёрки, камни-куранты, грузила для сетей (есть и глиняные), многочисленны специализированные типы костяных острог, есть отпечатки сетей. Погребения одиночные вытянутые - в грунтовых могилах.
Реклама
По изображениям известны поясная одежда типа саронга, сложные причёски, головные уборы («шлемы») с перьями. Украшения представлены браслетами, ожерельями, ушными кольцами и пробками. Воины носили плетёные доспехи с бронзовыми пластинами, имели арбалеты со спусковым механизмом из бронзы, копья, топоры, кинжалы (в том числе с ручками, украшенными антропоморфными изображениями и др.).
Важнейшие ритуальные предметы (их или миниатюрные копии клали и в могилы) - так называемые бронзовые барабаны с корпусом в виде катушки (высота 50-80 см, диаметр 60-100 см): тампан (ударная поверхность), тулово, расширяющееся основание. Наиболее распространённый тип «бронзовых барабанов» (Северный Вьетнам и соседние районы) имеет на тампане скульптурки лягушек и другие изображения: в центре - звезду с 8, 10, 12, 14, реже 16 лучами, по краю - пояса с геометрическим орнаментом или фигурами летящих птиц, животных. Боковую поверхность нередко покрывали изображения процессий (часто - на лодках), бытовых, хозяйственных сцен и пр., а также фигуры водоплавающих птиц, крокодилов, мифологических существ и др. Изображения развивались от реалистических до стилизованных и символических. Как музыкальные инструменты «бронзовые барабаны» принадлежат к классу идиофонов типа безъязыковых колоколов. Звуки (разной высоты) извлекали ударами палок. Первые описания содержатся в китайских источниках периода Хань, сохранились в музыкальной практике мыонгов (Северный Вьетнам), каренов (Мьянма), мяо (Юго-Западный Китай), ламетов (Лаос).
В основе хозяйства - земледелие, развивавшееся в двух направлениях: рисоводство на орошаемых полях и подсечно-огневое. Распространены также бобовые, бахчевые, огородные, садовые культуры, разведение быков, свиней, собак, многочисленной домашней птицы; 2-е место занимало рыболовство (пряный рыбный соус - основная приправа к рису), собирательство моллюсков и растений. Экономический комплекс, оформившийся в рамках Донгшона, является основой традиционного хозяйства большинства народов Юго-Восточной Азии. Основа социальной организации - общинники-воины, со старостой во главе. Выделился слой элиты, складывалась военизированная царская власть. Традиции Донгшона отразились и в культуре государства Диен. Религия Донгшона включала почитание духов земли, злаков, неба и небесных светил, ярко выражен культ предков.
Истоки Донгшона восходят к местным культурам, начиная с неолита, непосредственным предшественником Донгшона в зоне её основного центра являются культуры Донгдау и Мун. Донгшон представляла собой древнюю культурную общность предков австроазиатских народов (вьет-мыонгские народы, мон-кхмерские народы), оказывала влияние на австронезийцев (малайцев и др.) и паратайцев (носителей тай-кадайских языков), в меньшей степени на тибето-бирманские народы.
Лит.: Археология зарубежной Азии. М., 1986; Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. М., 1986; Деопик Д. В. История Вьетнама. М., 1994. Ч. 1; Higham Ch. The bronze age of Southeast Asia. Camb., 1996; Нà Vân Тân. Khао сô hoc Viêt Nam. Нà Nôi, 1999. Т. 2.
Д. В. Деопик, М. Ю. Ульянов; М. В. Есипова (музыкальная культура).