Головные уборы

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, одна из важнейших частей традиционной одежды, выполняющая, наряду с практической, декоративную, магическую (главным образом защитную) и символическую функцию, обозначая социальный статус человека, его этническую, религиозную и т.п. принадлежность. В широком смысле к головным уборам относятся ритуальные маски, воинские шлемы, парики. Составляют единый комплекс с причёсками, татуировкой, втулками, вставляемыми в уши, носовую перемычку и губы. Среди разнообразных типов головных уборов выделяются парадные (венцы), принимающие, как правило, пышные вычурные формы. Их символическую функцию как обозначение достоинства владельца у многих народов наследуют мужские шапки (вплоть до мужских головных уборов Нового времени). В противоположность им так называемые полотенчатые головные уборы - кусок ткани, покрывающий или драпирующий голову (часто и всё тело; например, женские покрывала типа гиматия и паллы в античности, чадры у мусульман), - чаще выражают идею подчинения, зависимости (сравни обычай ношения женщинами хиджаба у мусульман, монашеские головные уборы и т.п.). Соответственно различию семантики головных уборов в одних случаях для выражения почтения, смирения полагается надевать их, а в других - снимать (так, иудеи во время молитвы покрывают голову, в православии - мужчины снимают головные уборы, а женщины - надевают). К полотенчатым головным уборам восходят мужские и женские головные уборы типа тюрбана (сложно повязанный вокруг головы кусок ткани), а также особые головные уборы, скрывающие волосы, которые у многих народов Евразии предписывается носить замужним женщинам: обычно это матерчатый чепец или колпак на твёрдой основе, часто сложных форм, с мешочком для волос сзади, носившийся с полотенчатым головным убором (чухта у народов Кавказа; кокошник, кика, повойник у русских; чепец у народов Западной Европы, украинцев; убор с намиткой у белорусов и тому подобное). Обычай закрывать волосы связан с верой в магическую силу женских волос («простоволосость» приписывалась нечистой силе и ведьмам), часто распространявшийся (вероятно, из-за экзогамии) только на замужних женщин, принадлежавших чужой родственной группе; затем он был переосмыслен как выражение женского целомудрия и подчинённого положения. В противоположность женским девичьи головные уборы в этих культурах оставляли волосы открытыми, имели обычно вид венка или маленькой круглой шапочки, иногда идентичной мужскому головному убору (венки у народов Европы, тюбетейки и шапочки такыя, такъя, тахя у народов Поволжья и Средней Азии и т.п.). Как женские, так и девичьи головные уборы сочетались с металлическими украшениями: налобными, височными (например, так называемые височные кольца у  восточных славян), накосниками и т. д.

Головные уборы

Начиная с 12-13 века в Западной Европе на форму мужских и женских головных уборов оказывала сильное влияние мода. Но традиционное значение головных уборов как обязательной принадлежности уличного костюма сохранялось в европейском обществе до середины 20 века. Ныне головные уборы выполняют символическую функцию в некоторых профессиональных и конфессиональных группах, в определённых этикетных ситуациях и тому подобное.

Лит.: Маслова Г. С. Одежда // Этнография восточных славян. М., 1987; Сабурова М. А. Древнерусский костюм // Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997; Cutsem А. А world of head ornaments: Africa, Asia, Oceania, America from the Ghysels collection. Mil.; N. Y., 2005; Жилина Н. В. Русский женский головной убор XIV-XVII вв. // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. СПб., 2006.

Е. В. Смирницкая.

Связанные статьи