Донская икона Божией Матери

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, православная святыня, одна из немногих чудотворных икон, сохранившихся в оригинале, выдающееся произведение древнерусской живописи 14 века.

Донская икона Божией МатериИкона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, сидящим на её правой руке, на обороте - Успение Богоматери; хранится в фондах ГТГ. Донская икона принадлежит к одному из вариантов иконографического типа «Умиление», близкому к Владимирской иконе Божией Матери. Отличительная иконографическая особенность Донской иконы - согнутые в коленях обнажённые ножки Младенца, поставленные на запястье руки Богоматери. Икона была создана для Успенского собора г. Коломна в 1380-90-е годы. Большинство исследователей связывают её с творчеством мастера, написавшего иконы деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля, которого отождествляют с Феофаном Греком.

Благодаря высоким художественным достоинствам икона стала известной вскоре после её создания, о чём свидетельствуют ранние уменьшенные списки (хранятся в фондах ГТГ). Первое упоминание об иконе, именуемой «Донская», встречается в летописях 2-й половины 16 века. Её прославление было связано с военными походами Ивана IV Васильевича и с воспоминаниями о победе над «агарянами» на Дону в 1380 году: в царствование Ивана IV великий князь московский Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской; основанная им накануне Куликовской битвы 1380 церковь Успения в г. Коломна также стала именоваться Донской. Этот эпитет был перенесён и на хранившуюся там икону Богоматери. После победоносного Казанского похода 1552 Иван IV поместил прославившуюся Донскую икону в придворный Благовещенский собор в Кремле (пребывала в соборе до 1919, затем передана в Исторический музей, в 1930 - в ГТГ). В 1591 по молитве царя Фёдора Ивановича перед Донской иконой Москва была спасена от нашествия хана Гази-Гирея I. В память об этом событии основан Донской монастырь, для которого был выполнен точный список с чудотворной иконы. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты её истории 16 века, так и сочинённые в 17 веке легенды: например, об участии Донской иконы в битве на Дону, во время которой икону будто бы подарили князю Димитрию Ивановичу «донские казаки». Ежегодное празднование в честь иконы Божией Матери Донской с крестным ходом в Донской монастырь, совершаемое 19 августа (1 сентября по новому стилю), установлено в середине 17 века. По сложившейся с 1995 традиции в день празднования икона переносится из ГТГ в Донской монастырь.

Реклама

Лит.: Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970; Кочетков И. А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // Древнерусское искусство. Искусство и культура конца XIV - первой трети XV в. М., 1984; Щенникова Л. А. История иконы «Богоматерь Донская» по данным письменных источников XV-XVII вв. // Советское искусствознание’82. М., 1984. Вып. 2; она же. Святые иконы придворной церкви Благовещения в XV - первой четверти XVIII в. // Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003.

Л. А. Щенникова.