Дорога жизни

Дорога жизниДОРОГА ЖИЗНИ, единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая в годы Великой Отечественной войны через Ладожское озеро (в период навигации - по воде, зимой - по льду) и связывавшая в сентябре 1941 - марте 1943 осаждённый германскими  войсками  Ленинград  (ныне Санкт-Петербург) с тылом. Введена в действие на основании постановления ГКО СССР «О транспортировке грузов для Ленинграда» от 30.8.1941 и постановления  военного совета  Ленинградского фронта от 1.9.1941. Дорога жизни сыграла большую роль в Ленинградской битве 1941-44: по ней осуществлялась эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепление, вооружение. В навигационные периоды (сентябрь - ноябрь 1941, май 1942 - январь 1943, апрель - ноябрь 1943) перевозки производились на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава (ноябрь 1941 - апрель 1942, ноябрь 1942 - март 1943) - по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до Кокорева и Ваганова (около 30 км).

Реклама

По решению ГКО СССР от 25.4.1942 через Ладожское озеро за 43 дня (с 5 мая по 16 июня) был проложен трубопровод длиной 35 км (в том числе около 27 км под водой) для подачи нефтепродуктов, который  вступил  в строй 19 июня (за 20 месяцев его работы в Ленинград было подано свыше 40 тысяч тонн горючего). Дорога жизни подвергалась систематическим ударам германских ВВС и обстрелам из тяжёлых орудий, было предпринято несколько попыток перерезать её, высадив десант, или заминировать. Однако средства ПВО Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии надёжно защитили и обеспечили её бесперебойное действие, что сыграло исключительно важную роль в обороне Ленинграда. За весь период действия Дороги жизни перевезено в Ленинград 1615 тысяч тонн грузов и около 300 тысяч человек для пополнения войск, эвакуировано около 1376 тысяч человек.

Дорога жизниСоздание и непрерывное функционирование Дороги жизни стали возможны благодаря согласованным и чётким совместным действиям военного и политического руководства и подчинённых ему гражданских организаций, массовому героизму её защитников. На Дороге жизни на берегу Ладожского озера и вдоль шоссе на Санкт-Петербург установлены памятники, открыт музей «Дорога жизни».

Лит.: Харитонов А. Д. Легендарная ледовая трасса. М., 1965; Зубаков В. Е. Ленинград - город-герой. 2-е изд. М., 1981; Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. 6-е изд. Л., 1985.