Достаточного основания прин­цип

ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП, достаточного основания закон (латинский principium sive lex rationis sufficientis), принцип логики, согласно которому всякое суждение (исключая суждения непосредственного восприятия, аксиомы и определения) должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения. В составе достаточного основания могут быть аксиомы (постулаты, принципы), определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные суждения, уже обоснованные посредством доказательств. При этом учитывается, что в практике научного и повседневного мышления некоторые из суждений, входящих в достаточное основание, например аксиомы, законы науки, общеизвестные положения и т.п., могут не формулироваться явно; равным образом может быть не выявленным до конца и ход рассуждения, ведущий от основания к обосновываемому суждению. Это не нарушает достаточного основания принцип, если и форма рассуждения, и суждения, входящие в основание (в том числе и недостающие, но которые могут при необходимости быть выявлены), действительно обосновывают данное суждение.

Достаточного  основания принцип лежал фактически в основе всех логических теорий древности, Средневековья и Нового времени, хотя явно, как особый принцип, был сформулирован Г. В. Лейбницем, который придавал ему не только логический, но и онтологический смысл: «... ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Соч. М., 1982. Т. 1. С. 418). В последующем развитии логики достаточного основания принцип стал пониматься как чисто логический принцип.

Б. В. Бирюков.