Довженко Александр Петрович
ДОВЖЕНКО Александр Петрович [30.8(11.9), по другим сведениям, 29.8(10.9).1894, село Сосница Черниговской губернии (ныне посёлок городского типа Сосница Черниговской области), Украина - 25.11.1956, Москва], украинский кинорежиссёр, сценарист, писатель, драматург, заслуженный деятель искусств УССР (1940), народный артист РСФСР (1950). Муж Ю. И. Солнцевой. В 1914 году окончил Глуховский учительский институт. В 1917 поступил в Киевский коммерческий институт. Во время Гражданской войны 1917-22 воевал сначала в вооруженных силах петлюровской Украинской народной республики, а с 1919 года на стороне советской власти. С 1921 на дипломатической службе в Польше, затем в Германии (здесь брал уроки живописи в качестве стипендиата Наркомпроса УССР). По возвращении с 1923 года сблизился с «левым» крылом исповедовавшей мессианские идеи «Украинского Ренессанса» художественной интеллигенции, чей утопический пафос жизнестроительства сконцентрировало в себе последующее творчество Довженко. В 1923-26 годах художник-карикатурист республиканской газеты «Bicтi ВУЦВК». С 1926 сотрудник кинофабрики ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления, Одесса). Дебютировал как сценарист и сорежиссёр полнометражной комедии «Вася-реформатор» и как постановщик (по собственному сценарию) короткометражной эксцентрической комедии «Ягодка любви» (обе 1926). В 1928 году поставил авантюрный фильм «Сумка дипкурьера» (Довженко в эпизодической роли пароходного кочегара). В посвящённой 10-летию Октябрьской революции 1917 кинопоэме «Звенигора» (1928) трактовал фольклорный мотив заколдованного клада как метафору тайн природы, постигаемых человеком-творцом. Фильм стал первым эскизом уникальной утопии Довженко: развенчивая миф о героическом прошлом, режиссёр перенёс осуществление этого мифа в ближайшее будущее. Тема нашла развитие в историко-революционной эпопее «Арсенал» (1929, по собственному сценарию, как и все последующие фильмы Довженко), где герою-большевику, овладевшему законами истории, буквально даровано бессмертие (рабочий оказывается неуязвим для вражеских пуль). Наряду с опытом немецкого экспрессионизма, освоенным уже в «Звенигоре», режиссёр использовал открытия С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина в области монтажа, по-своему переосмыслив их в следующем фильме - «Земля» (1930). В отличие от предыдущих работ в его основе - чёткая фабула: убийство кулаками комсомольца-тракториста; однако бытовой сюжет трактован как вариация мифа об умирающем и воскресающем божестве. Фильм вышел с рядом цензурных изъятий. В 1930 году режиссёр был командирован с авторской версией в Европу, где «Земля» имела триумфальный успех.
Реклама
В обстановке усиливающихся репрессий против украинского крестьянства и национальной интеллигенции свой первый звуковой фильм «Иван» (1932) Довженко вынужденно выстраивал как агитационно-пропагандистский. Тем не менее, именно в нём впервые возникла важнейшая для дальнейшего творчества Довженко тема необратимого слома многовекового народного уклада. Символом этого слома стал образ плотины Днепрогэс, преградившей движение реки по извечному пути. В Киеве фильм навлёк на Довженко политические обвинения. Однако Довженко избежал репрессий и в 1933 переехал в Москву по распоряжению И. В. Сталина. Центральной для фильма «Аэроград» (1935) стала трагедийная коллизия: во имя приобщения к новому миру старый таёжный охотник казнит ближайшего друга - пособника диверсантов. В это же время Довженко писал драматическую поэму «На сломе столетий» (другое название «Потомки запорожцев») о коллективизации на Украине. В 1939, используя сюжетную модель фильма братьев Васильевых «Чапаев», создал фильм «Щорс» (Государственная премия СССР, 1941), где вновь прозвучала тема исторического слома, а также возник мотив одиночества человека, опережающего своё время.
В годы Великой Отечественной войны Довженко был военным корреспондентом. В киноповести «Украина в огне» (1943) подверг ревизии ряд идеологических догм (в том числе тезис о превалировании интернационально-классового самосознания над национальным). Вызвавшая негативную реакцию Сталина, киноповесть подверглась критике на специальном заседании Политбюро 31.1.1944. В 1-й половине 1940-х годов Довженко поставил документальные фильмы «Освобождение» (1940, о присоединении к СССР западно-украинских областей), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, совместно с Ю. И. Солнцевой и Я. П. Авдеенко), «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы советских земель» (1945, совместно с Солнцевой). Приступив в 1946 году к экранизации собственной киноповести «Жизнь в цвету» (о И. В. Мичурине), Довженко хотел воплотить образ человека, одержимого поиском общего языка с природой. С началом кампании против генетики авторская версия подверглась коренной переработке, превратившись, по словам Довженко, из «поэмы о творчестве» в «повесть о селекции». Исправленный вариант вышел в прокат под названием «Мичурин» (1949; Государственная премия СССР, 1949). В эти годы Довженко видел свою главную задачу в создании национальной прозы, что, по его мысли, должно было способствовать самоидентификации украинского народа: автобиографическая повесть «Зачарованная Десна» (1942-48, опубликована в 1957; экранизирована Солнцевой в 1964), литературная версия «Земли» (1951-52), а также наброски эпопеи «Золотые ворота» (экранизирована Солнцевой в 1971), философского гротеска «Гибель богов», драмы «Заместитель дурака», комедии «Молодая кровь» и др. В киноповести о строительстве Каховской ГЭС «Поэма о море» (1955) режиссёр продолжал тему разрушения социального и природного уклада. Картина была запущена в производство, но Довженко скончался накануне первого съёмочного дня. В постановке Солнцевой фильм вышел в 1958 году (Ленинская премия за сценарий Довженко 1959, посмертно). По сценариям Довженко Солнцева также поставила фильмы «Повесть пламенных лет» (1961), «Незабываемое» (1968). В 1949-51 и с 1955 Довженко преподавал во ВГИКе. Творчество Довженко сделало кинематограф одной из важнейших составляющих украинской культуры 20 века и оказало заметное влияние на развитие мирового кинопроцесса. В 1957 году имя Довженко было присвоено Киевской киностудии художественных фильмов. Награждён орденом Ленина (1935).
Соч.: Собр. соч. М., 1966-1969. Т. 1-4; Твори. Киïв, 1983-1985. Т. 1-5.
Лит.: Бажан М. О. Довженко. Киïв, 1930; Савченко Я. Народження украïнського радянського кiнa. Киïв, 1930; Юренев Р. Н. А. Довженко. М., 1959; Schnitzer L., Schnitzer J. А. Dovjenko. Р., 1966; Марьямов А. М. Довженко. М., 1968; Oms М. А. Dovjenko. Lyon, 1968; Amengual В. А. Dovjenko. Р., 1970; Плачинда С. О. Довженко. Киïв, 1980; Соболев Р. П. А. Довженко. М., 1980; Довженко в воспоминаниях современников. М., 1982; Kepley V. In the service of the state. The cinema of А. Dovzhenko. Madison, 1986; К 100-летию А. П. Довженко // Киноведческие записки. М., 1994. № 23; Корогодський Р. Довженко в пoлoнi. Киïв, 2000; Liber G. А. Dovzhenko. А life in the Soviet film. L., 2002; Довженко i кiнo XX cтoлiття. Киïв, 2004; Тримбач С. О. Довженко. Загибель бoгiв. Biнниця, 2006.
Е. Я. Марголит.