Дрессировка

ДРЕССИРОВКА (от французского dresser - выправлять, обучать), направленное формирование и последующее закрепление у животного того или иного навыка. Существует три основных подхода к дрессировке, базирующиеся на различных объяснениях механизма  формирования  навыков  у  животных. В основе первого - теория И. П. Павлова о высшей нервной деятельности; он состоит в том, что при нескольких повторениях сочетания индифферентного раздражителя с безусловным (вызывающим безусловный рефлекс) у животного вырабатывается условный рефлекс. В чистом виде этот подход применяется ограниченно, так как большинство вырабатываемых при дрессировке навыков не являются простейшими рефлекторными ответами, а представляют собой совокупность элементов поведения. В основе второго подхода лежит теория функциональных систем П. К. Анохина, которая постулирует, что организм работает как единое целое, ему свойственны саморегуляция и взаимодействие всех органов, а его деятельность всегда направлена на выживание. В организме формируются иерархически организованные функциональные системы, каждая из которых обеспечивает достижение своего конкретного приспособительного результата, а также выработку и реализацию форм поведения. Результатом обычно является удовлетворение биологической или социальной потребности организма (например, потребление пищи, воды, достижение лидерства в группе). В рамках этого подхода в процессе дрессировки у животного на базе какой-либо естественной потребности формируют доминирующую мотивацию (например, добиваются у животного чувства голода перед занятием), что  вызывает  поведение,   направленное на реализацию этой потребности. В основе третьего подхода лежит теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера. Согласно этой теории, существуют реактивное и оперантное поведение. Реактивное является ответом на раздражители, к которым были выработаны условные рефлексы. Оперантное направлено на исследование окружающего мира: живое существо активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. Образцы поведения, которые влекут за собой приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Голубь, помещённый в клетку, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть в него, но если сразу вслед за этим он получит пищу, то это действие он будет повторять. Любое оперантное поведение можно модифицировать и контролировать, подобрав соответствующие условные подкрепления. В процессе формирования сложного комплексного навыка поэтапно подкрепляют небольшие завершённые желательные действия. В рамках перечисленных подходов для дрессировки используют следующие методы: механический (построенный на базе мотивации избегания), пищевой (на базе пищевой мотивации), вкусопоощрительный (на базе избирательное аппетита), подражательный (на базе подражательного поведения), игровой (на базе игрового поведения), оборонительный метод выработки агрессии (на базе оборонительного поведения). Наиболее широко используют контрастный метод, сочетающий отрицательные и положительные подкрепления в процессе выработки навыка.

Реклама

Дрессировка Животных подвергают дрессировке для использования на тяжёлых работах (лошадей, волов, слонов); в военных целях (собак, голубей, дельфинов и др.); для участия в спортивных состязаниях (собак, лошадей, голубей, слонов и др.); для спасательных работ и нужд милиции (главным образом собак); для охоты (собак, слонов и хищных птиц), а также для выступления в цирке. Дрессировка  в той или иной степени применяется ко всем приручённым и домашним животным; например, скот приучают к загону в помещения, перегону через мосты, погрузке в вагоны и др.; дойных коров - к месту, времени доения и к доярке; пчёл - к сбору нектара и пыльцы с растений определённого вида и др. Смотри также Безусловные рефлексы, Служебные собаки, Условные рефлексы.

Лит.: Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988; Варлаков В. С., Затевахин И. И. Системные принципы дрессировки // О чем лают собаки. М., 1991; Прайор К. Не рычите на собаку! М., 1995.        

И. И. Затевахин.

Дрессировка Дрессировка в цирке - приручение и подготовка животных к публичной демонстрации трюков на манеже или другой зрелищной площадке. Известна с древности (Древний Египет, Древний Рим и др.). В Древней Руси скоморохи во время народных гуляний разыгрывали бытовые сценки с участием дрессированного медведя. С дрессированными собаками, медведями и другими животными в средневековой Европе выступали странствующие комедианты. Истоки дрессировки как самостоятельного циркового жанра - в бродячих конноакробатических группах  (16 - середина  18 века). Со  2-й  половины 18 века в странствующих зверинцах стали демонстрировать дрессированных хищных зверей. С середины 19 века с увеличением количества полустационарных цирков выступления животных стали неотъемлемой частью аттракционов. Одним из первых цирковых укротителей был французский дрессировщик А. Мартен, показавший в 1831 году номер «Майсурские львы». В процессе развития жанра определились три метода цирковой дрессировки: «дикая» (болевая) - основывается на устрашении животного, которое выполняет требуемые действия под страхом наказания; «мягкая» (гуманная) - строится на приёмах ласкового обращения и пищевого поощрения; комплексная, в которой сочетаются оба метода, с преобладанием второго. Значительный вклад в гуманную дрессировку внёс немецкий цирковой предприниматель и дрессировщик К. Гагенбек (1844-1913), первым начавший выступать со смешанными группами и вводивший в номера не использовавшиеся ранее в цирке виды животных. Основоположник «мягкой» дрессировки в России В. Л. Дуров (смотри Дуровы) создал и широко применял безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова и учёте врождённых свойств животных. Этот метод позволял работать с животными, трудно поддающимися   дрессировке и,  казалось  бы,   несовместимыми (кошка и мыши). Среди отечественных дрессировщиков - Б. А. Эдер, М. П. Назарова, И. Н. Бугримова, А. Н. Буслаев, В. И. Филатов, Запашные, В. П. Тихонов, Н. К. Павленко, Ю. А. Денисенко и др.

Лит.: Дуров В. Л. Дрессировка животных. М., 1924;  Бугримова И.  Моя профессия. М., 1957; Гагенбек К. О зверях и людях. М., 1957. СПб., 1992; Hediger Н. Beobachtungen zur Tierpsychologie in Zoo und  Zirkus . В., 1979.