Древин Александр

ДРЕВИН, Древиньш (Drēviņš) Александр (Рудольф Александр) Давидович [3(15).7.1889, Венден (ныне Цесис) Лифляндской губернии - 26.2.1938, Москва (?)], латвийский и российский живописец. Сын столяра Д. Древинга, отец А. А. Древина. Окончил мореходное училище в Риге (1907); участвовал в революционных событиях 1906 года. Обучался в Рижской художественной школе (1909-14) у В. Пурвитиса; ранние пейзажи созданы под влиянием импрессионизма («Пейзаж с забором», 1911-12, Художественный музей, Рига). В 1915 Древиньш переехал в Москву; изучал современную французскую живопись в собраниях С. И. Щукина (смотри Щукины) и И. А. Морозова. Входил в рижскую группу художников «Зелёный цветок» (1915-1917), участвовал в выставках латышских художников в Петрограде и Москве (1915-16),  «Группы   экспрессионистов» в Риге (1918). Созданный в 1915-17 цикл картин «Беженки» (ГРМ, ГТГ и Художественный музей, Рига) отличается приглушённостью тонов, подчёркнутым лаконизмом, имперсональностью образов (эту же тему Древиньш разрабатывал в серии ксилографий).

Древин, Древиньш (Drēviņš) АлександрВ 1918 году Древиньш возглавлял художественную секцию при Комиссариате по латышским национальным делам, в 1918-20 по приглашению В. Е. Татлина работал в Отделе ИЗО Наркомпроса и возглавлял Музейное бюро при этом отделе; вместе с В. Д. Бубновой, А. М. Родченко, В. В. Кандинским и Р. Р. Фальком участвовал в создании живописной культуры музея (1919) и Института художественной культуры (Инхук) в Москве. Член общества «Московские живописцы» (1924-25), АХРР (1926), член-учредитель Общества московских художников (1927-32); сотрудник ГАХН (1922).

Реклама

После краткого увлечения беспредметной живописью, близкой русскому лучизму (1918-21),   Древиньш «возвращается  к  природе»; в его творчестве заметны соприкосновения с экспрессионизмом и неоромантичными тенденциями европейского искусства 1920-х годов. Серия пейзажей Подмосковья (1923-24) своими тревожными всполохами света, интенсивностью цвета и драматизмом неожиданно близка работам М. де Вламинка  тех  же  лет.  Более  панорамны  эпические пейзажи, созданные в 1926-28 годах во время поездок на Урал (вместе с женой, Н. А. Удальцовой). Начало 1930-х годов - самый плодотворный период творчества Древиньша, время синтеза его различных художественных исканий и становления индивидуального стиля. В результате творческой командировки на Алтай (1929-32, вместе с женой) созданы «алтайские» серии картин (нередко на основе натурных эскизов гуашью); в них свет становится формообразующим началом, выразительные средства живописи подчёркнуто форсированы - контрастно сопоставлены яркие краски, взвихренные потоки мазков словно состязаются с тектоническими силами природы, композиция асимметрична и нестабильна. Пространство в картинах Древиньша трактуется всё более условно, вместо линейной начинает доминировать цветовая перспектива, живописный образ как бы разворачивается в едином пространственно-временном континууме. Целью художника становится создание другой, преображённой реальности, подчиняющейся законам прекрасного и вечного. Вторая «алтайская» серия картин более гармонична по цвету, богатству его тончайших модуляций; одушевлённая метафора пронизывает образный строй многих произведений, в которых нередко появляются фигуры людей и животных («Косуля в снегах», 1931 -1932, частное собрание, Москва).

Древин, Древиньш (Drēviņš) АлександрВ это же время Древиньш обращается к теме города - призрачного, мрачного, с безликими домами-бараками, зияющими чёрными провалами окон, одинокими прохожими, напоминающими фантомы («Двое в городе», 1930-31, Музей современного искусства, коллекция Г. Костакиса, Салоники; «Свидание», 1931, частное собрание, Москва). Эти работы Древиньша воспринимаются как художественное воплощение длящегося кошмара, трагедии жизни в несвободной стране. Метафорой побега от сгущавшейся мрачной действительности тех лет являются картины, посвящённые морю («Кораблик», 1931, ГТГ). Несмотря на обвинения Древиньша официальной советской критикой в «формализме» и диффамации его искусства, Древиньш и Н. А. Удальцова были направлены в творческую командировку в Армению (1933-1934). Ощущение гармонии человека и природы, неразрывность древних традиций с современностью определили эпический строй созданных там картин и рисунков Древиньша, от которых веет библейским величием  («Дорога  в  Норк»,  1933,  собрание А. Я. Абрамяна, Ереван, и др.).

Древиньш преподавал во Вхутемасе-Вхутеине в Москве (1920-30; профессор). 17.1.1938 художник был арестован и вскоре расстрелян; реабилитирован посмертно (1957).

Лит.: А. Древин,  Н. Удальцова.  Кат. М., 1991; А. Древин в музейных собраниях. М., 2003; Стародубова В. В. А. Древин: живопись, графика. М., 2005. 

В. В. Стародубова.