Древнерусская дружинная куль­тура

ДРЕВНЕРУССКАЯ ДРУЖИННАЯ КУЛЬТУРА, в археологии - памятники, характеризующие культуру общественной и военной элиты в процессе формирования древнерусского государства. Наиболее характерны погребальные памятники, выделяющиеся конструкцией погребального сооружения, способом и характером захоронения, составом находок.

Древнерусская дружинная куль­тураВ 9-10 веках в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, освоенных славянами, были распространены курганы с индивидуальным трупосожжением и малым количеством инвентаря, рассматриваемые как захоронения рядовых общинников. На их фоне выделяются парные трупосожжения с многочисленным и разнообразным инвентарём, в том числе с наборами вооружения, восточными или византийскими монетами, весами и гирьками, привозными украшениями, тканями,  стеклянными  сосудами. Большинство таких погребений исследовано в крупнейших курганных могильниках 10 века: Гнёздове, Тимерёве (под Ярославлем), Шестовицах, киевских могильниках. Яркий пример древнерусской дружинной культуры - Чёрная Могила. Известны сожжения в ладье в урочище Плакун (близ Старой Ладоги) и в Гнёздове. В середине 10 века появились подкурганные трупоположения в обширных могильных ямах,  иногда  с  деревянными  камерами, перекрытыми настилом, одиночными или парными погребениями, иногда в сопровождении захоронения снаряжённого коня. Со скандинавскими традициями связывают сожжения в ладье, преднамеренную порчу оружия и использование металлических котлов в погребальных ритуалах, обычай ношения амулетов в виде молоточков Тора, возложение гривны на урну или поверхность погребального кострища. Захоронения с конём могут рассматриваться не только в связи со статусом погребённого, но и как заимствования (в 9-11 веках они известны у венгров и тюркских объединений восточно-европейских степей). Со славянскими традициями соотносятся ритуальное битьё посуды и ряд других деталей обряда.

Реклама

Древнерусская дружинная куль­тураДо 10 века находки оружия в восточнославянских погребениях редки. В 10 веке на Руси распространились прямые двулезвийные мечи так называемого каролингского типа. Большинство их изготовлено в мастерских Рейнской области (о чём свидетельствуют и латинские клейма), но часть, вероятно, - на Руси. Многие каролингские мечи попали на Русь через посредство скандинавов или вместе с ними. Североевропейское происхождение имеют некоторые ланцетовидные наконечники копий, круглые щиты с полусферическими железными умбонами. Местным является ряд типов топоров, а топорики-чеканы и большинство типов стремян хорошо известны по материалам восточноевропейской степи.

Характерная деталь древнерусской дружинной культуры - мужская верхняя распашная одежда типа кафтана, пояса и упряжь, богато украшенные металлическими накладками, которые изготавливались в мастерских Хазарии, Волжско-Камской  Булгарии,  некоторых   центрах Среднего Поднепровья, выделяются наборные пояса, выполненные в традициях поволжских финнов, тюркских народов, балтов. С воинским снаряжением связаны сумочки-ташки, также украшенные металлическими бляшками, известные у древних венгров, и др. Широкое распространение получили стеклянные и роговые игральные шашки. С североевропейским убором связан ряд украшений, в том числе женские черепаховидные   фибулы,   которые  соединялись низкой из бус и подвесок. Некоторые типы украшений, керамическая посуда и другие находки  отражают  местные славянские традиции.

Данные археологии и письменных источников (смотри в статье Дружина) позволяют считать, что древнерусская дружинная культура складывалась как синтез из элементов культуры славян, тюркских группировок, скандинавов (в том числе варягов), финно-угров, выходцев из Центральной Европы и, вероятно, балтов. Наличие «дружинных» курганов на кладбищах, где представлены многие рядовые погребения славян-общинников, свидетельствует о разложении первобытного уклада, процессах имущественной и социальной дифференциации, сопровождавших становление государственности и культуры Древней Руси.

Т. А. Пушкина.