Древнетюркские языки
ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ, условный термин, обозначающий утратившие коммуникативные функции языки письменных памятников различных тюркских народов. Временные рамки их существования достаточно широки.
Наиболее ранний из древнетюркских языков - язык тюркских рунических памятников, литературный вариант 7-9 века. Рунические надписи обнаружены на огромном пространстве - от реки Лена на востоке до реки Дунай на западе; наиболее крупные надписи найдены в бассейне реки Орхон (орхонские) и бассейне реки Енисей (енисейские); смотри также Древнетюркское руническое письмо, Орхоно-енисейские надписи. Орхонские надписи впервые дешифрованы в 1893 году В. Л. Томсеном и В. В. Радловым. Базой формирования рунического койне был язык огузов. Как литературному языку, ему свойственны обработанность, смешанно-наддиалектный характер, а поскольку им пользовались различные этнические и социальные слои, то и некоторая функционально-стилистическая и региональная вариативность.
Собственный литературный язык выработали после переселения в 9 веке на территорию Турфана (Восточный Туркестан) уйгуры. Основу его составляло руническое койне, которым уйгуры пользовались прежде и к которому были добавлены элементы говора городского центра Турфана, близкого к современному уйгурскому языку. Так возник структурно-смешанный язык, называемый в уйгурских рукописях türk ujγur tili, то есть тюркско-уйгурский язык. Кроме рунического алфавита, уйгуры пользовались согдийским (смотри Согдийский язык) и его адаптированным вариантом (он назывался уйгурским), манихейским и брахми (смотри Индийское письмо) шрифтами. В. В. Радлов считал, что древнеуйгурский литературный язык окончательно сложился между 8 и 9 веками и затем употреблялся в монастырях без изменения. Судя по находкам С. Е. Малова, уйгурская письменность продолжала существовать у ганьчжоуских уйгуров до начала 18 века.
Реклама
Древнеуйгурский язык, хорошо известный другим тюркоязычным народностям, был использован при формировании ряда литературных языков. Так, под его влиянием на территории мусульманского государства Караханидов с центром в городе Кашгар к 11-12 векам сформировался свой литературный язык, обычно именуемый караханидско-уйгурским. Уйгурское влияние сказывалось и в том, что наряду с арабским алфавитом для некоторых сочинений употреблялся и уйгурский алфавит. Средневековые авторы называли этот язык: буграханским (buγrā hān tili) - Ю. Баласагуни, хаканским (hāqānije) - Махмуд Кашгари и кашгарским (kašγar tili) - Ахмад Югнаки.
В 13-14 веках на территории по нижнему течению реки Сырдарья (включая Хорезм) и на территории Золотой Орды возник хорезмийско-тюркский литературный язык. В литературной и научной жизни Хорезма 11-12 века принимали участие огузы и кыпчакские племена (смотри Кипчаки), языки которых образовали основу литературного языка. Хотя доля уйгурского языка здесь невелика, но уйгурское влияние ещё сказывается на графике памятников - некоторые из них написаны уйгурским алфавитом. Самым значительным в истории тюркских литературных языков Средневековья был период, называемый чагатайским (смотри Чагатайский язык).
Кроме названных выше, известны древнетюркские языки других географических регионов: Закавказья, Малой Азии, Поволжья, Египта. Эти языки не связаны какой-либо единой традицией, и сфера их действия меньше, нежели у группы языков Центральной и Средней Азии. К ним относятся: сельджукский (староанатолийско-тюркский, староосманский) письменно-литературный язык (смотри Сельджуки) арабографичных памятников 13-14 века из Малой Азии и Закавказья, относящийся к огузской группе; мамлюкско-кыпчакский язык арабографичных памятников 13-14 века из Египта и Сирии, входящий в кыпчакскую группу; язык эпитафийных надписей 13-14 века из Поволжья, выполненных арабским шрифтом, получивший название булгарского языка и традиционно сближаемый с современным чувашским языком.
В числе древних тюркоязычных памятников имеются и такие, которые отражают языки не литературные, а разговорные или диалектные: латинографичный «Codex Cumanicus» (кыпчакский ареал 13-14 века), судебные акты армянского письма из Каменец-Подольска (кыпчакский ареал 15-17 века; смотри Половецкий язык).
Изучением древнетюркских языков занимались отечественные и зарубежные учёные: руническими памятниками - В. В. Радлов, С. Е. Малов, Ал. Н. Кононов, С. Г. Кляшторный (Россия), А. Н. Бернштам (Россия); древнеуйгурскими текстами - Радлов, Малов, немецкие лингвисты Ф. В. К. Мюллер, А. А. фон Ле Кок, В. Банг-Кауп, А. фон Габен, П. Циме; текстами караханидского периода - Радлов, Р. Арат и Б. Аталай (оба - Турция), С. М. Муталлибов (Узбекистан); хорезмийскими памятниками - А. Зайончковский (Польша), Р. Нур (Турция), российские учёные Э. И. Наджип, Э. И. Фазылов; чагатаистикой - А. Вамбери, М. Ф. Кёпрюлю (Турция), Кононов, А. К. Боровков (Россия), Дж. Клосон (Великобритания), Я. Экман (Венгрия).
Лит.: Thomsen V. Inscriptions de l’Orkhon... Hels., 1896; Radloff W. Die alttürkischen Inschriften der Mongolei. Neue Folge. Sankt-Petersbourg, 1897. Мелиоранский П. М. Памятник в честь Кюль-Тегина. СПб., 1899; Orkun Н. N. Eski Тürk yazitlari. Ist., 1936-1941. Vol. 1-4; Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л., 1951; он же. Енисейская письменность тюрков. М.; Л., 1952; он же. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л., 1959; Philologiae turcicae fundamenta. [Wiesbaden], 1959. Vol. 1; Боровков А. К. Лексика среднеазиатского тефсира XII-XIII вв.М., 1963; Фазылов Э. И. Староузбекский язык. Хорезмийские памятники XIV в. Таш., 1966-1971. Т. 1-2; Древнетюркский словарь. Л., 1969; Наджип Э. Н. Историко-сравнительный словарь тюркских языков XIV в. На материале «Хосрау и Ширин» Кутба. М., 1979. Кн. 1; Кононов А. Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников VII-IX вв. Л., 1980; Айдаров Г. Библиографический указатель литературы по енисейско-орхонским и таласским памятникам древнетюркской письменности. А.-А., 1979.
Э. Р. Тенишев.