Дрейер Карл Теодор

ДРЕЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (3.2.1889, Копенгаген - 20.3.1968, там же), режиссёр, сценарист, один из создателей датского кинематографа. С 1908 года работал журналистом. С 1912 на студии «Nordisk Film» в Копенгагене, автор титров, монтажёр, сценарист. Уже в режиссёрском дебюте («Президент», 1919) проявился интерес Дрейера к выявлению пластической выразительности кадра, к детали как отражению внутреннего мира героя. В фильме «Страницы из книги сатаны» (1920) Дрейер размышлял о политической и религиозной нетерпимости. Пристальное внимание к психологии персонажа всегда было свойственно произведениям Дрейера, рассказывал ли он о жизни норвежских крестьян («Вдова пастора», 1920), событиях русской Революции 1905-07 («Возлюби ближнего», 1921), артистической среде («Михаэль», 1924) или морали буржуазной семьи («Уважай свою жену», 1925). Фильм «Страсти Жанны д’Арк» (1927) отличали динамическое чередование крупных планов, выразительные ракурсы, филигранная работа с актёрами. Дрейер применял в своих картинах ассоциативный монтаж, успешно решал колористические задачи с помощью чёрного, серого и белого тонов. Для композиции кадра в его фильмах характерны строгая целесообразность и красота, в костюмах и декорациях органически сочетались историческая достоверность, монументальность и обобщённый лаконизм. После первого звукового фильма «Вампир» (1932) Дрейер, противник коммерческого кинематографа, долгое время оставался без работы.

Реклама

Дрейер (Dreyer) Карл ТеодорВ 1943 году вернулся в кино и снял один из лучших своих фильмов - «День гнева» (по пьесе «Анна, дочь Петера» Х. Вирс-Енсена). Избрав в качестве   сюжетно-исторического фона «охоту на ведьм» в средневековой Норвегии, Дрейер противопоставил жизнелюбивую и искреннюю героиню её пуританскому окружению. В экранизации пьесы К. Мунка «Слово» (1955, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции) проявились богоискательские тенденции. Поиск экранного воплощения высокой трагедии Дрейер продолжил в экранизации пьесы Я. Сёдерберга «Гертруда» (1965). Значителен вклад Дрейера в развитие датского документального кинематографа: «Помощь матерям» (1942), «Датские сельские церкви» (1947), «Торвальдсен» (1949), «Мост Сторстрём» (1950), «Замок в замке» (1954). Автор сценариев для фильмов режиссёра Й. Роса «Шекспир и Кронборг» (1950), «Реконструкция Рене и Неске» (1954).

Соч.: От filmen: artikler og interviews. Kbh., 1964; Fire film. [ICbh.], 1964.

Лит.: Neergaard Е. En filminstruktørs arbejde; С. Th. Dreyer og bans ti film. Kbh., 1940; Sémolu I. Dreyer. Р., [1962]; Milne Т. The cinema of С. Dreyer. N.Y., 1971; Bordwell D. The films of С. Th. Dreyer. Berk.; L., 1981; Drouzy М. С. Th. Dreyer, født Nilsson. Kbh., 1982.