Дриго Риккардо

ДРИГО (Drigo) Риккардо (Ричард Евгеньевич) (30.6.1846, Падуя - 1.10.1930, там же), итальянский дирижёр, композитор. Учился в консерватории в Венеции. С начала 1870-х годов дирижёр оперных театров Италии. С 1879 в России, до 1886 дирижёр Итальянской оперы в Санкт-Петербурге. В 1886-1914 и 1916-20 дирижёр балета Мариинского театра, дебютировал в 1886 балетом «Дочь фараона» Ч. Пуньи. Самая значительная часть творческого наследия - балеты, написанные и впервые поставленные в Санкт-Петербурге (Петрограде): «Очарованный лес» (1887), «Талисман» (1889), «Волшебная флейта» (1893), «Пробуждение Флоры» (1894), «Арлекинада» (1900; самый популярный балет Дриго), «Роман бутона розы и бабочки» (1919). Сочинения Дриго шли на западноевропейских сценах, для театра в Монте-Карло он написал оперу-балет «Лазурный берег» (1895), для «Ла Скала» (Милан) - балет «Амулет» (1908). Под руководством Дриго в Санкт-Петербурге были поставлены балеты «Спящая красавица» (1890) и «Щелкунчик» (1892) П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова (1898); балетами этих композиторов Дриго бессменно дирижировал в течение всей своей работы в Мариинском театре. После смерти П. И. Чайковского Дриго отредактировал (совместно с М. И. Чайковским) партитуру его балета «Лебединое озеро»; эта редакция получила широкое распространение. В 1920 году Дриго вернулся в Италию, в 1929 в Падуе поставлено его последнее сочинение для музыкального театра - опера «Белая гвоздика» (1929).

Лит.: Travaglia S. R. Drigo, l’uomo е l’artista. Padova, 1929; Слонимский Ю. И. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956.

А. П. Груцынова.