Друзы

ДРУЗЫ, этноконфессиональная община, близкая исмаилитам, от которых она отделилась в начале 11 века. Друзы  верят в переселение душ и воплощение единого Бога в людях, в последний раз - в халифе аль-Хакиме (996-1021; смотри Фатимиды). Вместе с Богом в мир всякий раз является совершеннейший человек, называемый друзами Мировым Разумом. Число душ неизменно. Обожествивший аль-Хакима исмаилит Мухаммед ад-Дарази (умер около 1019), по имени которого названа община, не был признан ею. Друзы  называют себя «единобожниками» (аль-мувахиддун) и ведут летоисчисление с 1017 года, когда Хамза ибн Али начал разработку их доктрины, завершённую в основном ас-Сайидом Абдаллахом ат-Танухи (1417-79). Письма Хамзы, его учеников Баха ад-Дина аль-Муктаны и Исмаила ат-Тамими составили Священное Писание друз  - «Послания Мудрости» (арабский Расаиль альхикма). Учение друз  эзотерично и известно лишь посвящённым (уккаль) обоего пола, собирающимся в ночь с четверга на пятницу на богослужения в кельи (хальва). Уккаль носят особую одежду и белые тюрбаны. Они избирают среди себя высших религиозных авторитетов - «совершенных» (аджавид), а также их главу (шейх аль-акль). Большинство друз  - «неведующие» (джуххаль), допускаемые на вечерние богослужения по четвергам в общих собраниях (маджалис).

Общины друз  замкнуты, им присущи эндогамия, ортокузенные браки, единобрачие. Занимаются в основном земледелием, проживают в Ливане, Западной Сирии, Израиле и Иордании. В средние века и в Новое время друзы контролировали часть горного Ливана, в 1840-60-х годов воевали с маронитами. Друзы  влияют на политическую жизнь Ливана через свою фракцию в парламенте и Прогрессивно-социалистическую партию.

Лит.: Silvestre de Sacy А. Exposé de la religion  des  Druzes. Р., 1838.  Vol. 1-2;  Макарем С. Н. Адва’ ‘ала маслак ат-таухид. Бейрут, 1966; Makarim S. N. The Druze faith. Delmar, 1977.

М. Ю. Рощин.