Дунаевский Исаак Осипович

Дунаевский Исаак ОсиповичДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович [18(30).1.1900, г. Лохвица Полтавской губернии - 25.7.1955, Москва], российский композитор, дирижёр, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников советской оперетты, музыкальной кинокомедии, массовой песни. Из семьи банковского служащего; дед композитора, Симон Бецалев Дунаевский, был известным одесским кантором. Окончил музыкальное училище, в 1919 - консерваторию в Харькове по классам скрипки И. Ю. Ахрона и композиции С. С. Богатырёва. В 1920-1924 заведующий музыкальной частью, композитор и дирижёр Харьковского русского драматического театра (композиторский дебют - музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро», 1920; дирижёрский - «Перикола» Ж. Оффенбаха, 1921). С 1924 жил в Москве, заведующий музыкальной частью так называемого Фанерного театра (сад «Эрмитаж»), в 1926-28 - Театра сатиры (написал музыку к 13 спектаклям), а также музыкальный руководитель театров имени МГСПС (в дальнейшем Театр имени Моссовета) и Московского драматического (бывший Театр Корша), сотрудничал с Московским театром оперетты. В 1929-34 годах музыкальный руководитель и главный дирижёр Ленинградского мюзик-холла, для которого совместно с Л. О. Утёсовым создал ряд эстрадных программ. В эти годы Дунаевский написал музыку к 62 драматическим спектаклям, 23 эстрадным обозрениям, 6 водевилям, сочинил 2 балета, оперетты «Женщины в аду», «Пассажир с "Океаника"», «И нашим и вашим», «Соломенная шляпка» и др. С середины 1930-х годов основная область творчества - песни и киномузыка. Признание и успех композитору принесла музыка к кинокомедии «Весёлые ребята» режиссёра Г. В. Александрова (1934), творческое содружество с которым реализовалось в дальнейшем в ряде популярнейших фильмов. В 1937-41 председатель Ленинградского отделения СК СССР, в 1938-41 руководитель Ансамбля песни и пляски ленинградского Дворца пионеров. Живя в Ленинграде, сохранял творческие связи с Москвой: в 1938-1948 годах руководил Ансамблем ЦДКЖ (Центральный дом культуры железнодорожников), в 1938-39 сотрудничал с М. А. Булгаковым (для Дунаевского писатель сочинил либретто оперы «Рашель» по рассказу Г. де Мопассана «Мадемуазель Фифи»; не окончена). В 1943 вернулся в Москву. Во время Великой Отечественной войны во главе Ансамбля ЦДКЖ совершал концертные поездки по стране, выступал в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах; создал более 70 произведений на военную тему.

Реклама

Дунаевский - автор свыше 10 оперетт, в лучших из них - «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Сын клоуна» (1950), «Белая акация» (1955; все поставлены в Московском театре оперетты) - классические традиции жанра (Ж. Оффенбах, И. Кальман, Ф. Легар) связал со стилистикой советской массовой песни и городского фольклора, ввёл большие ансамбли, развёрнутые финалы, симфонические эпизоды. Работая в кино, одним из первых отечественных композиторов наделил музыку качествами ведущего элемента кинодраматургии; при его участии создано более 40 художественных и документальных фильмов. Написанная в условиях сталинского террора, музыка Дунаевского, однако, излучала оптимизм и радость; всенародную любовь завоевала музыка к фильмам «Весёлые ребята», «Три товарища», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Цирк» и «Волга-Волга» (оба - Государственная премия СССР, 1941), «Концерт Бетховена», «Светлый путь», «Весна»; «Кубанские казаки» (Государственная премия СССР, 1951) и др. Песни Дунаевского, многие из которых приобрели широкую известность благодаря исполнению Л. П. Орловой, М. О. Рейзеном, Утёсовым, К. И. Шулъженко, выразили мироощущение поколения 1930-х годов и стали символами советского образа жизни. Композитор создал новый тип массовой песни-марша («Марш весёлых ребят», «Песня о Каховке», «Спортивный марш», «Песня о весёлом ветре», «Марш энтузиастов»); стилистически близки к ним «попутные» песни («Пути-дороги», «Дорожная песня»). Образцы лирических произведений Дунаевского - песни из фильмов «Вратарь», «Искатели счастья», «Волга-Волга», песни-вальсы «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Молчание», «Не забывай». Песенные темы органично разрабатываются по законам классико-романтичного симфонизма; увертюра к фильму «Дети капитана Гранта», оркестровый финал фильма «Цирк», интерлюдии в фильме «Весна» построены на самостоятельном тематическом материале и могли бы быть частями симфоний.

Основная черта музыкального стиля Дунаевского - мелодическая рельефность и изобретательность; сам Дунаевский определял мелодию как «живое, дышащее существо, у которого свои органы чувств, свои повадки, привычки, капризы». Истоки мелодизма Дунаевского - в русском городском романсе, причудливо смешанном с интонациями музыки клезмеров (европейских инструментальных ансамблей) и синагогального пения, песен и танцев Латинской Америки, джаза (с которым композитор был знаком главным образом по музыке Дж. Гершвина); фольклорные интонации претворены в песне «Еврейская комсомольская» (из фильма «Искатели счастья», 1936) и др. Дунаевский умел мастерски имитировать любой стиль (образец обработки одной мелодии в украинском, грузинском, таджикском, еврейском фольклорных стилях - колыбельная из фильма «Цирк»), Песня «Летите, голуби!» (из документального фильма «Мы за мир!», 1950) стала символом борьбы за мир. Начало «Песни о Родине» из фильма «Цирк» использовалось в качестве позывных Всесоюзного радио (с 1938). Песня «Моя Москва» (стихи М. С. Лисянского и С. Аграняна, 1942) - Гимн Москвы (с 1995).

Братья Дунаевского: Семён Осипович (Иосифович) (1906-86), дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР (1969); Зиновий Иосифович (1908-81), композитор, заслуженный деятель искусств УССР (1954).

Сыновья Дунаевского: Евгений Исаакович (1932-2000), художник; Максим Исаакович (родился 15.1.1945), композитор, народный артист Российской Федерации (2006). В 1970 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Т. Н. Хренникова. Автор мюзиклов «Тили-тилитесто...» (1968, Москва), «Емелино счастье» (1975, Новосибирск), «Дети капитана Гранта» (1987, Свердловск), поп-оперы «Пловец» (1989, Московский театр «Современник»), рок-оперы «Саломея» (1992, Москва), кантат «Старые корабли» (для хора а капелла, 1970) и «Радуйся солнцу, радуйся жизни!» (к 1100-летию Пскова, 2003), концерта для оркестра (1970), вокальных циклов, камерно-инструментальных ансамблей, сонат, музыки к спектаклям драматического театра, фильмам (в том числе «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978, «Ах, водевиль, водевиль...», 1979, «Карнавал», 1981, «Мери Поппинс, до свиданья!», 1983, «В поисках капитана Гранта», 1985, «Ловушка для одинокого мужчины», 1990, «Граница. Таёжный роман», 2001), песен (в том числе «Городские цветы», «Всё пройдёт - и печаль, и радость», «Листья жгут») и др.

Соч.: Выступления, статьи, письма. - Воспоминания. М., 1961; Избр. письма. Л., 1971; «Когда душа горит творчеством...»; Письма к Р. Рыськиной. Астана, 2000; Почтовый роман: Переписка И. О. Дунаевского и Л. С. Райнль. М., 2001; «Если Вам нужны мои письма...»; Письма к Л. Г. Вытчиковой. Павлодар, 2005.

Лит.: Янковский М. И. О. Дунаевский. Л.; М., 1940; Пэн А. И. Дунаевский. М., 1956; Чернов А. И. О. Дунаевский. М., 1961; Михеева Л. И. О. Дунаевский. Л., 1963; Сараева-Бондарь А. М. Дунаевский в Ленинграде. Л., 1985; Шафер Н. Г. Дунаевский сегодня. М., 1988; он же. Еврейская судьба И. Дунаевского // Корни. 2005. № 26; Минченок Д. А. И. Дунаевский. Большой концерт. М.; Смоленск, 1998; он же. Дунаевский: Красный Моцарт. М., 2006; И. О. Дунаевский. Ното-библиографический справочник. М., 1971.

О. С. Лебедева.