Дунгане
ДУНГАНЕ (тюркский дунган; самоназвания - хуэй, хуэйзу; лохуэй, лохуэйхуэй), народ в Киргизии (г. Бишкек, север Чуйской и Иссык-Кульской областей, Ошская область), на юго-востоке Казахстана (Алма-Атинская область и г. Джамбул) и востоке Узбекистана (Ферганская долина). Численность в Киргизии 58 тысяч человек, Казахстане 36 тысяч человек, Узбекистане 1,8 тысяч человек (2007, оценка). В России 0,8 тысяч человек (2002, перепись). Говорят на дунганском языке, распространены также киргизский, казахский, узбекский, уйгурский, русский языки. Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Среднюю Азию и Казахстан из Китая после подавления Дунганского восстания 1862-1877. Выходцы из провинции Ганьсу селились первоначально в селе Ырдык под Караколом и в Оше; позднее часть ошских дунган ушла на север и основала посёлок Дунгановка (ныне Джалпак-Тюбе) под г. Аулие-Ата (ныне Тараз); выходцы из провинции Шэньси поселились в сёлах Каракунуз (первоначально Иньпань, буквально - временный лагерь) и Шор-Тюбе на правом берегу реки Чу, напротив г. Токмак; из провинции Синьцзян - в село Александровка на реке Сокулук, г. Джаркент (дунганское - Самыр, ныне Панфилов), сёлах Чилик и Или, близ г. Верный (ныне Алма-Ата). В начале 20 века возник дунганский посёлок в Среднечирчикском районе под Ташкентом. В 1884 году насчитывали около 8,8 тысяч человек. Основное традиционное занятие - пашенное, в основном поливное, земледелие. В Казахстане и Киргизии дунгане ввели в культуру рисоводство (сорт дунган-шала) и виноградарство, в Иссык-Кульской котловине (г. Каракол) - бобовые и лекарственный мак, в Ошской долине восприняли у узбеков хлопководство; повсеместно развито огородничество. Землю обрабатывали китайским плугом (шао лихуа), при обмолоте использовали каменный 8-гранный каток (гунза). Разводили крупный рогатый скот, птицу. Были широко распространены извозный, шорный и другие промыслы, посредническая торговля. Дунганские слободы возникли в городах Верный, Пишпек, Джаркент, Токмак, Каракол, Ош, Аулие-Ата. Традиционные поселения регулярной планировки. Жилище каркасное сырцовое или каменное, отапливалось каном (кон), ориентировано выходом на юг, имело мужскую и женскую половину; комнаты выходили на крытую наружную галерею. Мужская и женская одежда близка к северокитайской: правозапашные (у мужчин также прямозастёжные) халаты и куртки, широкие штаны, матерчатые туфли без каблука; преобладают чёрный и синий цвета, женская одежда украшается вышивкой.
Реклама
Головные уборы - соломенные шляпы, меховые и войлочные шапки. Молодые женщины ходили с непокрытой головой, пожилые носили платки. Традиционная пища - чаще варёная или приготовленная на пару: лапша из пшеничной (ламян), гороховой или бобовой муки (фынтяо), рис с приправами из мяса и овощей, пампушки; в отличие от китайцев, дунгане употребляют животные жиры. Также пекут в тандыре среднеазиатские лепёшки. Едят палочками, трапезу начинают с чая, обед заканчивают супом. Поселения дунган образовывали замкнутые общины, управлявшиеся выборными старшинами и объединявшиеся в самоуправляющиеся волости. Решающее влияние имело выборное мусульманское духовенство: имам, совершавший пятничное богослужение; мударрси-ахун, обучавший детей в духовной школе; хатип-ахун, совершавший обрезание, и др. До середины 20 века сохранялись большие семьи, полигиния, сложный свадебный обряд (сватовство, обмен подарками, девишник с оплакиванием невесты, свадебный поезд, ритуальная борьба и игры с требованием выкупа и т. п.; до 1930-х годов бытовало умыкание). Женщины пользовались в семье авторитетом.
Фольклор близок китайскому. Среди жанров - волшебные и бытовые сказки (гужир); повествования (фу), в которых переосмыслены общекитайские эпические сюжеты («Троецарствие» и др.); героические поэмы (дачузы) («Ma Да-жын ведёт войска» и др.), исполняемые в сопровождении щипкового 3-струнного инструмента санщынзы. Песни (щёчузы) - лирико-эпические (одна из наиболее популярных - «Мын чжа нюй» - о судьбе молодой женщины, муж которой погиб на строительстве Великой китайской стены), лирические женские (в том числе «Любимый Маву»), песни о легендарных героях, трудовые, сатирические, юмористические, бытовые; мужские и женские плачи. В тексты песен вплетаются названия месяцев с описанием природы, народных праздников, связанных с солнечным календарём. Ладовая основа - пентатоника, преобладает чётный ритм. Инструментальная музыка сопровождает песни, танцы, входит в песенно-танцевальные композиции янгэ. Музыкальные инструменты: струнные смычковые - эрхузы, махузы, мынхузы, сыхузы; щипковые - михурщан, санщынзы; цимбалы ёнчин; варган кучанзы; флейты - ди, щё; 2-сторонний барабан гнунузы; различные идиофоны; в Казахстане у дунган распространены также заимствованные у русских гитара, гармоника, аккордеон и другие инструменты. Народная музыка дунган изучается с середины 1950-х годов, используется в профессиональном композиторском творчестве (Б. Я. Баяхунов). В монументальной архитектуре сохранялись китайский традиции (деревянная мечеть в Караколе). В Киргизии действует Ассоциация дунган Киргизской Республики, издаётся дунганская газета «Хуэймин бо».
Лит.: Рифтин Б. Л. Новые материалы по традиционной дунганской народной песне // Советское востоковедение. 1956. № 5; Стратанович Г. Г., Сушанло М. Я., Думан Л. И. Дунгане // Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1963. Т. 2; Шинло Л. Т. Культура и быт советских дунган. Фр., 1965; Баяхунов Б. Я. Дунганская народная песня // Народная песня Казахстана. А.-А., 1966; Сушанло М. Я. Дунгане. Фр., 1971; он же. Семья и семейный быт дунган. Фр., 1979; Дунганские народные сказки и предания / Пер. Б. Рифтина. М., 1977.
А. М. Решетов.