Дуополия

ДУОПОЛИЯ (от латинского duo - два и греческого πωλέω - продавать), разновидность рыночной структуры, где двум независимым продавцам одного товара противостоит неограниченное количество покупателей; промежуточный тип между ограниченной конкуренцией и монополией; наиболее простой вариант олигополии. При наличии тайного соглашения двух продавцов о ценах, объёмах производства создаётся искусственная форма монополии и, таким образом, дефицит предложения по отношению к спросу.

В общем случае доля каждого из двух относительно независимых продавцов, оперирующих на дуопольном рынке, в совокупном предложении (а соответственно и влияние, оказываемое каждым из них на рыночную конъюнктуру) является значительной. Однако такая независимость на дуопольном рынке подразумевает ситуацию конфликтного взаимодействия продавцов, когда они оказываются весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Чем выше уровень концентрации продавцов, тем прочнее их взаимозависимость, тем сильнее проявляется воздействие каждого из них на рынок своей продукции и всё менее конкурентным становится рынок.

Реклама

Теоретически дуополия предполагает три варианта экономического поведения для максимизации прибыли: 1) независимое от конкурента наращивание совокупного объёма продаж при наименьшей цене предложения; 2) сговор с конкурентом о наибольшей цене; 3) изменение собственных объёмов продаж и цен основывается на предположении о фиксированном объёме продаж конкурента.

Сущностный признак дуополии - персонифицированный характер рынка. Одна из оперирующих на рынке сторон в состоянии в значительной степени формировать условия, на которых другие участники рынка получат доступ к товарам и рабочим местам.

Изменение прибыли, которую предприятие может получить за счёт изменения цен, объёмов выпуска или качественных характеристик товарного продукта, зависит не столько от реакции потребителей, сколько от того, каким образом на изменения реагирует конкурент. Зависимость моделей предпринимательского поведения от реакции конкурентов называется дуополистической взаимосвязью, которая может привести не только к ценовым войнам, но и к соглашению. Классическая модель дуополии - модель конкурентного равновесия, сформулированная в 1838 французским экономистом О. Курно и в силу своей наглядности часто используемая в экономической теории при моделировании рыночных процессов. В соответствии с этой моделью равновесие достигается в результате последовательных изменений в объёмах выпуска продукции дуополистом, предполагающим, что его конкурент будет удерживать свой объём производства неизменным.

Помимо модели Курно существуют и иные интерпретации дуополии: модели Э. Х. Чемберлина, Ж. Бертрана (Франция), Ф. Эджуорта и Г. фон Штакельберга (Германия). Эти модели взаимозависимости служат иллюстрацией того, как обоснованные предположения продавца по поводу стратегической реакции конкурента формируют совокупное товарное предложение. Систематизация моделей дуополии в виде универсальной концепции равновесия была представлена в 1951 Дж. Нэшем с точки зрения теории игр (смотри Равновесия экономического теории).

А. Н. Васильев.