Дуопсония

ДУОПСОНИЯ (от латинского duo - два и греческого όψωνία - закупка продовольствия),

1) разновидность рыночной структуры, при которой имеется множество продавцов однородного товара и только два конкурирующих покупателя; промежуточная модель рынка между монопсонией и олигопсонией;

2) ситуация на биржевых торгах, при которой заявки поступают лишь от двух покупателей, которые либо держат солидарно низкую цену на идентичную продукцию многочисленных продавцов, когда их интересы совпадают, либо начинают ценовую конкуренцию на повышение, если их выгода различна.

Дуопсония  (в сфере спроса монополия только двух покупателей) противоположна ситуации дуополии (в сфере предложения монополия только двух продавцов), но сходна с последней в том, что формально независимые и конкурирующие компании сознают свою практическую взаимозависимость. Данное обстоятельство предполагает схожие закономерности экономического поведения на рынке, объединённом удовлетворяемой потребностью. В случае если одному из двух покупателей временная конъюнктура рынка позволяет заключать сделки по более высокой цене, дуопсония может трансформироваться в монопсонию. Однако чаще, для снижения уровня конкуренции, покупатели ищут способы согласования своих действий в области операционного менеджмента. Итогом, как правило, является приобретение двумя покупателями фактической власти при монопсонии, а результат согласования их целей подобен созданию картеля продавцов при дуополии. В случае же дуопсонии такой сговор служит для оказания понижающего воздействия на цены продавцов.

Реклама

Экономическое поведение продавцов при дуопсонии неизбежно становится более конкурентным по мере того, как затраты на производство продукции и сама товарная продукция становятся всё более однородными. Отсутствие альтернативных покупателей при наличии большого числа конкурентов в сфере предложения может сохранять цены на уровне, близком к предельным издержкам выпуска, и порождать условия для возникновения дальнейшего роста спроса, который, в свою очередь, понизит цену, увеличивая чистую выручку.

А. Н. Васильев.