Дворянские институты

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ, в России 19 века закрытые мужские сословные средние учебные заведения для дворянских детей. Создавались как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразами дворянских институтов можно считать Благородный пансион и Александровский лицей. Существовало 5 дворянских институтов: в Москве (1833-49), Вильне (1838-63), Пензе (1843-63), Нижнем Новгороде (1844-1917) и Варшаве (1844-63). Готовили воспитанников к гражданской и дипломатической службе, к поступлению в университет. Дворянские институты создавались на базе гимназий и благородных пансионов по ходатайству и на средства дворянских обществ, получали пособия от казны. Содержание и обучение пансионеров было платным. В институты принимались мальчики 10-12 лет, преимущественным правом поступления пользовались сироты, дети офицеров и лиц, отмеченных государственными наградами.

Распорядок дня в дворянских институтах предусматривал чередование с 6 до 22 часов занятий и досуга. 6-летний курс дворянского института наряду с основными гимназическими предметами включал логику, эстетику, философию, естественную историю, обучение искусствам (танцы, музыка), фехтованию, верховой езде, углублённое изучение иностранных языков (немецкий, французский, иногда английский, языки). Преподавались также специальные предметы: ситуационное черчение, сельское домоводство, российское законоведение и судопроизводство. Изменения в программе дворянских институтов по сравнению с программами гимназий отразили тенденцию постепенного отхода от системы классического образования.

Реклама

Просуществовавший дольше других Нижегородский (имени императора Александра II) дворянский институт в 1862 году стал принимать представителей всех сословий на правах «приходящих» учащихся, утратив характер закрытого сословного учебного заведения.

Дворянские институты не получили в России широкого распространения, так как дворяне традиционно стремились определить своих детей в военные учебные заведения, широкая сеть гимназий удовлетворяла потребности в классическом образовании, а содержание закрытых учебных заведений было обременительным для дворянских обществ.

Закрытые средние учебные заведения создавались также для девушек-дворянок (смотри в статье Женское образование).

Лит. : Шмид Г. История средних учебных заведений в России. СПб., 1878; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902; Михайлов А. А. История Нижегородского дворянского института императора Александра II за 60 лет его существования (1844-1904). Н. Новгород, 1904.

Н. В. Кеворкова.