Двунадесятые праздники

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ, дванадесятые праздники (греческий Δωδεκαορτον), двенадцать праздников, наиболее почитаемых, после праздника Пасхи, в православной церкви. Разделяются на Господские (Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне) и Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Благовещение Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Успение Пресвятой Богородицы). Три из них являются переходящими и зависят от Пасхи [Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица (Пятидесятница)], остальные - непереходящие. Гимнографические последования непереходящих двунадесятых праздников находятся в Минее, переходящих - в Триоди (смотри Триодь Постная и Цветная).

Церковные авторы 5-8 веков включали двунадесятые праздники в число великих 4-11 праздников. Тенденция к формированию ряда двунадесятых праздников появилась в 11-12 веках, когда в их число входили следующие праздники: Благовещение, Рождество, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господне, Воскресение Христово, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Божией Матери. Этот ряд зафиксирован в перечислениях церковных авторов, произведениях искусства: росписях, иконостасах и других образцах искусства. Праздничный ряд мог включать большее число праздников, но перечисленные двунадесятые праздники оставались его ядром.

Реклама

В 16 веке состав двунадесятых праздников приводится в соответствие с торжественностью богослужения по Иерусалимскому уставу: в двунадесятые праздники включаются Рождество Богородицы, Введение во храм и Воздвижение; исключаются Воскрешение Лазаря, Пасха (как праздник праздников), Распятие. Изменяется состав русских певческих книг: в начале 17 века из Стихираря выделяется книга «Праздники». Понятие «двунадесятые праздники» прочно входит в обиход Русской православной церкви.

На двунадесятые праздники совершается торжественное всенощное бдение из Великой вечерни и утрени с полиелеем. На Рождество Христово, Богоявление и Благовещение в будние дни Великого поста бдение состоит из Великого повечерия, литии и утрени. На литургии в Господские двунадесятые праздники поются праздничные антифоны. При совпадении Господского двунадесятого праздника с воскресеньем воскресное последование отменяется, а Богородичного - соединяется. Двунадесятые  праздники (кроме Входа Господня в Иерусалим и некоторых других случаев) имеют предпразднство (от 1 до 5 дней) и попразднство (от 1 до 8 дней), последний день которого называется отданием.

Лит.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. К., 1895. Т. 1. Ч. 1; Дебольский Г., протоиерей Дни богослужения православной церкви. 10-е изд. СПб., 1901. Т. 1-2. М., 1996; Сергий (Спасский), архиепископ Полный месяцеслов Востока. 2-е изд. Владимир, 1901. Т. 1-2. М., 1997. Т. 1-3; Успенский Л. А. Иконостас // Голос православия. 1952. № 7; Сорокатый В. М. Праздничный ряд русского иконостаса // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. М., 2000. С. 465-489; Иоанн (Маслов), архимандрит Литургика. Сергиев Посад, 2006.

А. А. Лукашевич.