Всенощное бдение

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ [греческий - αγρυπν?α, παννυχ?ς; латинский - vigilia], в широком смысле слова - аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в узком смысле - одно из богослужений православной церкви, особый комплекс служб суточного круга, совершаемый накануне праздничных дней, который должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета.

Хотя в Ветхом Завете имеются упоминания случаев молитвы среди ночи (Пс. 62:7; 87:2; 91:3; 118:55, 62, 148; 133:1; Неем. 1:6), первые сведения о регулярных ночных службах в иудейской традиции появляются в кумранских рукописях. В Новом Завете неоднократно повествуется о том, как в особых случаях на протяжении всей ночи молились Иисус Христос (Лк. 6:12; 9:28; Мф. 26:36) и апостолы (Деян. 16:25; сравни: 2 Кор. 6:5; 11:27). В ряде христианских памятников 3-5 веков молитва среди ночи описывается как общепринятая традиция.

Совершение всенощного бдения, согласно сложившемуся в практике палестинских монастырей 6-11 веков чину, стало характерной чертой Иерусалимского устава (восходит к 11 веку), который в 12-14 веках был принят повсюду в православной церкви. Всенощное бдение здесь состоит из вечерни, утрени и 1-го часа; вечерня и утреня служатся по праздничному чину и объединяются в единое целое; особой чертой вечерни в составе бдения является, помимо прочего, наличие литии и благословения хлебов.

Реклама

Согласно принятому в Русской церкви Типикону, всенощное бдение должно совершаться под воскресные дни, под дни двунадесятых, великих и престольных праздников. В современной практике РПЦ всенощное бдение обычно совершается во все эти дни, но в той или иной степени сокращается; в греческой приходской практике - только в особых случаях, тогда как нормой является раздельное служение вечерни и утрени в своё время (если бдение всё же служится, оно бывает ночью). В монастырях Афона принята такая практика, когда всенощное бдение по полному чину (продолжающееся более 10 часов) совершается лишь несколько раз в году в важнейшие праздники; в некоторые другие праздники и в воскресные дни периода Великого поста совершается бдение от захода солнца и примерно до середины ночи; в остальные праздники и воскресные дни вечерня и утреня служатся раздельно.

На праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения Пресвятой Богородицы (если оно приходится на будний день Великого поста) всенощное бдение состоит из великого повечерия, 2-й части вечерни (начиная с литии), утрени и 1-го часа; определённую параллель такому порядку всенощное бдение можно найти в памятниках малоазийской редакции Студийского устава. Совершенно особый характер имеет пасхальное бдение (смотри Пасха), совершаемое в Великую субботу и состоящее из великой вечерни, литургии святого Василия Великого, благословения хлебов, великого чтения из Деяний святых Апостолов и паннихис (так называемая пасхальная полунощница).

На Руси до 17 века песнопения всенощного бдения исполнялись преимущественно одноголосно знаменным распевом, иногда - путевым и демественным распевами. С 1680-х годов были введены ранние виды партесного пения (гармонизации мелодий киевского, греческого, болгарского и других распевов). В 18 веке Д. С. Бортнянский, С. А. Дегтярёв, А. Л. Ведель создавали отдельные песнопения всенощного бдения, в 1-й половине 19 века новая музыка для этой службы почти не сочинялась. Во 2-й половине 19 - начале 20 века впервые появились циклы песнопений всенощного бдения, принадлежавшие одному композитору; нередко авторы таких сочинений использовали традиционные распевы. Высокохудожественные образцы музыки для всенощного бдения создали П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, П. Г. Чесноков, высшим достижением стало «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, в котором композитор обобщил многовековой опыт русской певческой культуры (1915).

Лит.: Скабалланович М. Толковый Типикон. К., 1910-1915. Вып. 1-3; Baumstark А. Nocturna laus: Typen frühchristlichen Vigilienfeier und ihr Fortleben vor allem im römischen und monastischen Ritus. Мünster, 1957; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения (? αγρυπν?α) на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. М., 1978. Сб. 18-19; Taft R. F. The liturgy of the hours in East and West: the origins of the divine office and its meaning for today. Collegeville, 1986; Пентковский А. М. Иерусалимский Типикон в Константинополе в палеологовский период // Журнал Московской Патриархии. 2003. №5; Всенощное бдение // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9.

М. С. Желтов, Е. И. Коляда.