Дюфаи Гийом

ДЮФАИ, Дю Фэ (Dufay, Du Fay) Гийом [5(?).8.1397, Берсель, близ Брюсселя - 27.11.1474, Камбре, ныне Бельгия], франко-фламандский композитор и музыкальный теоретик. Один из родоначальников нидерландской школы. Сын священника. Воспитывался в метризе при кафедральном соборе в Камбре, пел в хоре мальчиков. Учился музыке предположительно у Р. де Локвиля, первые сочинения написал, находясь на службе у семьи Малатеста в Римини и, возможно, в Пезаро (1420-26). В 1428-33 и 1435-37 пел в папской капелле в Риме, недолгое время был каноником в церквах Франции и прилежащих государств. В 1433-58 (с перерывами) капельмейстер при дворе герцога Савойского. Избрав духовную карьеру, в 1439-50 и 1458-74 служил регентом в соборе Камбре (где совместно с Н. Греноном ревизовал богослужебные певческие книги). В поздние годы, возможно, встречался с Й. Окегемом, А. Бюнуа, Л. Компером и другими композиторами и теоретиками.

Самые значительные творческие достижения Дюфаи - в жанре многоголосной мессы (точно атрибутированы 7 трёх- и четырёхголосных месс). Наиболее известны мессы на тему его собственной песни (шансон) «Если личико бледно» («Se la face ay pale») и на тему популярной анонимной песни «Вооружённый человек» («L’homme armé»). Месса «Caput», стилистически близкая Дюфаи, по данным современных исследований, анонимна; оспаривается его авторство мессы Святому Антонию Падуанскому. Дюфаи принадлежат также отдельные части ординария мессы (особенно популярна «Gloria ad modum tubae», где голоса изображают трубные сигналы); многоголосные обработки антифонов, гимнов, магнификатов; последние исторические образцы политекстовых мотетов, например «Нравом и родом» («Moribus et genere»); изоритмические мотеты, например «Недавно цветы роз» («Nuper rosarum flores»); трудно классифицируемые так называемые песенные (или строфические) мотеты, в том числе «Цвет цветов» («Flos florum»), а также «Прекрасная Дева» («Vergene bella») на стихи Ф. Петрарки; светская музыка в твёрдых формах 14 века (французские баллады, виреле, рондо, итальянские баллаты). Дюфаи установил для нескольких последующих поколений модель многоголосного сочинения на кантус фирмус (заданный напев как основа дальнейшей композиционной разработки). Гармония Дюфаи ясно очерчивает новую по сравнению с предыдущей эпохой арс нова сонантность созвучий, ранее считавшихся диссонирующими. Хотя в качестве основной опоры лада по-прежнему остаётся квинто-октава (в наиболее значимых каденциях именно в неё, как и в 13-14 веках, разрешается терцсекста), внутри тексто-музыкальной строфы нередко встречается терцово-секстовый параллелизм наподобие фобурдона (в связи с этим современная наука обсуждает влияние английской музыки на Дюфаи). Такова знаменитая многоголосная обработка гимна «Ave maris stella» («Радуйся, звезда морей»), одно из самых мелодичных сочинений Дюфаи. Некоторые поздние его сочинения оканчиваются мажорным трезвучием. Написанные им 2 музыкально-теоретических трактата утеряны.

Реклама

Соч.: Opera omnia. Rome, 1951-1966. Vol. 1-6. Rome, 1995 - (Corpus mensurabilis musicae. Т. I).

Лит.: Besseler Н. Neue Dokumente zum Leben und Schaffen Dufays // Archiv für Musikwissenschaft. 1952. Jg. 9; Коннов В. Нидерландские композиторы XV-XVI вв. Л., 1984; Fallows D. Dufay. L., 1987; idem. The songs of G. Dufay: critical commentary. Neuhausen; Stuttg., 1995 (Musicological studies and documents. Vol. 47); Planchart А. Е. Guillaume Du Fay’s benefices and his relationship to the court of Burgundy // Early music history. L., 1988. Vol. 8; Евдокимова Ю. К. Музыка эпохи Возрождения. XV век. М., 1989 (История полифонии. Вып. 2А).

С. Н. Лебедев.