Дьюи Джон

Дьюи (Dewey) ДжонДЬЮИ (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт - 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ, систематизатор прагматизма, создатель его инструменталистского варианта (смотри Инструментализм). По окончании Вермонтского университета (1879) работал учителем в школе. В 1882-84 учился в университете Джона Хопкинса в Балтиморе, где слушал лекции Ч. С. Пирса. Испытал влияние У. Джеймса. В 1884-94 годах преподавал в Мичиганском университете, в 1888-89 - в университете Миннесоты, в 1894-1904 профессор и декан факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета, где в 1896 организовал экспериментальную школу-лабораторию. В 1904-30 в Колумбийском университете (Нью-Йорк), основал «The Journal of philosophy, psychology and scientific methods» (1904; с 1921 «The Journal of philosophy»). Выступал с лекциями в Китае, Японии, Мексике. В 1928 посетил СССР, опубликовал «Впечатления о Советской России и революционном мире» («Impressions of Soviet Russia and the revolutionary world», 1929). Участвовал в общественном суде, снявшем с Л. Д. Троцкого обвинения Москвы в шпионаже (Мексика, 1937).

Реклама

Центральное понятие философии Дьюи - опыт, охватывающий все формы и проявления человеческой жизни, весь мир человека в его органической целостности - природу, сознание, культуру (Дьюи называл свою позицию «эмпирическим натурализмом» - «Опыт и природа», «Experience and nature», 1925). Призывая обратиться от «проблем философов» к «проблемам людей», Дьюи предложил «реконструкцию философии» («Reconstruction in philosophy», 1920, русский перевод - 2001), чтобы сделать её практически значимой: философия, по Дьюи, возникла не из чувства удивления, но в силу наличия социально-практических напряжений, и её задача - способствовать решению тех реальных проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. Познание для Дьюи - не установление неких чистых истин, но возможность эффективного разрешения проблемных ситуаций, вызывающих затруднения и побуждающих к мышлению. В качестве средства для этого Дьюи предлагал свою теорию исследования, ядро которой составляет «экспериментальная логика» решения проблем («Logik. The theory of inquiry», 1938). В ней Дьюи выделяет пять этапов: 1) осознание затруднения; 2) формулировка проблемы, прояснение её содержания и границ; 3) выдвижение гипотезы для возможного решения проблемы; 4) выведение следствий из неё и критическое их рассмотрение; 5) экспериментальная проверка гипотезы. Все проблемные ситуации, по Дьюи, уникальны, поэтому для их разрешения не существует общего ключа, инструментальный метод требует каждый раз начинать всё сначала и двигаться путём проб и ошибок. Таким образом, понятия, идеи, теории выступают для Дьюи в качестве интеллектуальных инструментов, необходимых для решения проблемы, и в той мере, в какой они оказываются успешными и пригодными для этой цели, они признаются истинными. Отвергая традиционную концепцию истины как соответствия «идеи» и «реальности», Дьюи противопоставляет ей операциональное понимание истины как принятого - в результате «удовлетворительного соглашения» субъектов - «верования» (belief), что открывает возможности для сомнения и критики («Поиск достоверности» - «The quest for certainty», 1929).

Ю. К. Мельвиль.

Отстаивая в своих социально-политических работах реформистскую программу постепенных и частичных улучшений жизни общества, Дьюи считал предложенный им экспериментальный метод «организованного совместного исследования» наилучшим средством для решения различных проблем в демократичном обществе, в защите принципов которого он видел свою главную социальную и моральную задачу. При этом демократия в понимании Дьюи не сводится к форме правления, но, будучи «воинствующей верой», она пронизывает самые различные явления общественной жизни - такие, как публичные дискуссии, конструктивное сотрудничество, индивидуальная ответственность и инициативность в процессе совместной деятельности, нацеленной на достижение общего блага, и т.п.

В своём понимании общества как органической целостности, состоящей из множества институтов, каковые в своей совокупности и формируют человеческую личность, Дьюи противостоял доктринам классического либерализма 18-19 века, рассматривавшим индивидов как первичную данность в соотнесении с внешними им политическими институциями. Отмечая, что современные социальные институты, демократичные по форме, имеют тенденцию склоняться «в пользу привилегированной плутократии», Дьюи видел задачу «жизнеспособного демократического либерализма» в том, чтобы с помощью контроля над «материальными и механизированными силами» добиться стабилизации «социализированной экономики» как предпосылки для высвобождения и полного развития способностей индивида («Либерализм и социальное действие» - «Liberalism and social action», 1935).

Считая, что основополагающим институтом в деле формирования демократического общества является школьная система, Дьюи разработал педагогическую концепцию прогрессирующего образования («Демократия и образование» - «Democracy and education», 1916, русский перевод 2000), оказавшую большое влияние на современную педагогическую мысль и реформу школы. Основная её идея состоит в том, что школа - не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь в её особой форме. Школа должна «обучать посредством деланья»: не наполнять головы детей готовыми знаниями, а развивать у них навыки самостоятельного решения различных проблем. Педоцентрическая концепция обучения Дьюи оказала влияние на общий характер работы школ США и других стран, в том числе советской школы 1920-х годов, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах (смотри Комплексная система  обучения)  и  в  методе проектов.

Дьюи оказал огромное влияние на американскую философскую и общественную мысль 20 века вплоть до постмодернизма.

Соч.: Психология и педагогика мышления. М., 1915. 3-е изд. М., 1999; Введение в философию воспитания. М., 1921; Школы будущего. М., 1922; Школа и ребенок. 2-е изд. М.; П., 1923; Школа и общество. М., 1925; Collected works / Ed. J. А. Boydston. Carbondale, 1967-1991. Vol. 1-37; Свобода и культура. L., 1968; Общество и его проблемы. М., 2002; Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., 2003.

Лит.: Dykhuizen G. The life and mind of J. Dewey. Carbondale, 1973; McDermott J .J. The philosophy of J. Dewey. Chi., 1981. Vol. 1-2; Alexander Т. М. J. Dewey’s theory of art, experience and nature: the horizons of feeling. Albany, 1987; Sleeper R. The necessity of pragmatism: J. Dewey’s conception of philosophy. New Haven; L., 1987; The philosophy of J. Dewey / Ed. by Р. А. Schilpp, L. Е. Hahn. 3rd ed. La Salle, 1989; Hickman L. J. Dewey’s pragmatic technology. Bloomington, 1990; Rockefeller S. С. J. Dewey: religious faith and democratic humanism. N. Y., 1991; Westbrook R. В. J. Dewey and American democracy. Ithaca, 1991; J. Dewey: critical assessments / Ed. J. Е. Tiles. L., 1992. Vol. 1-4; Campbell J. Understanding J. Dewey: nature and cooperative intelligence. Chi., 1995; Welchman J. Dewey’s ethical thought. Ithaca; L., 1995; Caspary W. R. Dewey on democracy. Ithaca, 2000; Works about J. Dewey, 1886-1995 / Ed. В. Levine. Carbondale, 1996.