Дьюла (народы)
ДЬЮЛА (диула, джула, буквально - торговец; самоназвание - jula), общее название народов в Кот-д’Ивуаре и на западе Буркина-Фасо, входящих в группу манден (кроме марка-дафин и болон). Компактно проживают на севере Кот-д’Ивуара (департаменты Одиенне, Туба, Сегела, супрефектура Конг департамента Феркеседугу); на остальной территории Кот-д’Ивуара и в Буркина-Фасо (к западу от реки Чёрная Вольта) живут дисперсно, в основном в городах; ассимилируют представителей других этнических групп (сенуфо, дан и др.). Численность в Кот-д’Ивуаре 5,5 миллионов человек (из них 3,5 миллионов человек выходцы из соседних стран; 2007, оценка), в Буркина-Фасо - 245 тысяч человек; 76 тысяч человек живут в городе Сикасо на юге Мали, 22 тысячи человек - в Гане. Говорят на язык дьюла. Дьюла - мусульмане-сунниты маликитского мазхаба (являются проводниками ислама в регионе, переход в ислам у сенуфо приравнивается к ассимиляции дьюла).
Предки дьюла с 14-15 века мигрировали на современную территорию в Кот-д’Ивуаре с севера. Занимались посреднической торговлей, в 17-18 века создали раннеполитическое образование с центром в городе Конг. В Буркина-Фасо мигрировали из Конга, начиная с 17 века, и в 19 веке добились здесь политического преобладания. В Кот-д’Ивуаре дьюла вместе с сенуфо составляют ядро «северного» этнополитического блока, с начала гражданского конфликта 2002 контролирующего северную часть страны. Традиционная культура типична для Суданской подобласти Западной Африки. Занимаются земледелием (сорго, просо, рис, арахис, маниок) и животноводством (крупный рогатый скот, в том числе на продажу). В районах дисперсного расселения дьюла - купцы, марабуты (мусульманские учёные), в Кот-д’Ивуаре контролируют общественный транспорт. Делятся на «благородные» касты (хорон; земледельцы, воины, марабуты), ремесленные касты (ньямакаля; в первую очередь джели - кожевенники, или гриоты, и их жёны-горшечницы) и потомков рабов (уоросо). Патрилинейные кланы характеризуются общими тотемическими пищевыми запретами. Брак патрилокальный, распространена полигиния. Поселения компактные, жилище глинобитное или сырцовое, прямоугольное с плоской крышей. Мечети нередко в «суданском стиле». Основная пища - варёный рис, густая каша из маниоковой муки с мясным или овощным соусом, кускус. Фольклор - сказки, исторические рассказы, песни (охотничьи, земледельческие, генеалогические и др.), загадки.
Реклама
Лит.: Griffeth R. The Dyula impact on the peoples of the West Volta Region // Papers on the Manding. Bloomington, 1971; Lewis В. The Dioula in the Ivory Coast // Ibid.; Person Y. Samori: Une révolution dyula. Dakar, 1969-1975.Vol. 1-3; Launay R. Traders without trade: responses to change in two Dyula communities. Camb., 1982; idem. Beyond the stream: Islam and society in а West African town. Berk.; Oxf., 1992; Derive М.-J. Le fonctionnement sociologique de la littérature orale: l’exemple des Dioula de Kong (Сôte-d’Ivoire). Р., 1986. Vol. 1-2.
В. Ф. Выдрин.