Дюллен Шарль

Дюллен (Dullin) ШарльДЮЛЛЕН (Dullin) Шарль [12(или 8).5.1885, Йен, Савойя - 12(или 11).12.1949, Париж], французский актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель. Работал клерком в Лионе, там же брал первые уроки актёрского мастерства и поступил в Лионскую консерваторию. С 1905 года играл в небольших театрах на окраинах Парижа (дебютировал в роли Рао - инсценировка романа «Приключения капитана Коркорана» Ж. Б. Ассолана, театр в Бельвиле), выступал с чтением стихов в кафе «Проворный кролик»; художественные вкусы Дюллена формировались под влиянием П. Пикассо, М. Жакоба, Г. Аполлинера. В 1907-08 в театре «Одеон» под руководством А. Антуана. По приглашению Ж. Руше в 1909-12 (с перерывами) работал в «Театре искусств» (Париж). Здесь же началось сотрудничество с Ж. Копо (роль Смердякова в спектакле Копо и Ж. Круэ по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в 1911 году принесла Дюллену широкую известность); в 1912 дебютировал как режиссёр («Мария Магдалина» К. Ф. Хеббеля). В 1913-19 работал с Копо в театре «Старая голубятня» (Гарпагон в «Скупом» Мольера - одна из значимых ролей, сохранившихся в репертуаре Дюллена до конца жизни). В 1919-21 Дюллен играл в спектаклях Ф. Жемье, Г. Бати и др. В 1922 основал в Париже театр «Ателье», превратившийся в один из знаменитых авангардистских театров Франции; работал там до 1940 года, сыграв более 30 ролей и поставив 70 спектаклей («Вольпоне» Ж. Ромена по Б. Джонсону, 1928; «Ричард III» У. Шекспира, 1933, «Врач своей чести» П. Кальдерона де ла Барки, сезон 1934/35, и др.). Считал, что главная цель спектакля - наиболее полное воплощение замысла драматурга, а важнейшее средство достижения этой цели - мастерство актёра, в основе которого лежит импровизация. В 1927 Дюллен вместе с Бати, Ж. Питоевым и Л. Жуве вошёл в «Картель четырёх» - театральное объединение, сыгравшее важную роль в истории французского сценического искусства. Ставил спектакли в «Комеди Франсез» («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1937; «Жорж Данден» Мольера, 1939, и др.). В 1940 году Дюллен передал руководство «Ателье» А. Барсаку.

Реклама

В 1941-47 возглавлял парижский «Театр де ла Сите», где в 1943 осуществил постановку пьесы Ж. П. Сартра «Мухи», раскрыв экзистенциальную тему пьесы как остросовременную антифашистскую (Дюллен в роли Юпитера). До 1949 играл в провинции. В «Театре Селестинцев» (Лион) Дюллен поставил свой последний спектакль - «Мачеха» О. де Бальзака (1949, сыграл роль генерала де Гранитна). Снимался в кино («Шахматист», 1927; «Отверженные», 1933; «Вольпоне», 1941, и др.). Педагогическую деятельность начал в 1921, среди учеников - А. Арто, Ж. Л. Барро, Ж. Вилар, Э. Декру, М. Марсо, Ж. Маре.

Соч.: Воспоминания и заметки актера. М., 1958.

Лит.: Sarment J. Ch. Dullin. Р., 1950; Arnaud L. Ch. Dullin. Р., 1952; Финкельштейн Е. Л. Картель четырех. Л., 1974.

Е. А. Дунаева.