Дюма Александр (Дюма-отец)

Дюма (Dumas) Александр (Дюма-отец)ДЮМА (Dumas) Александр (Дюма-отец) (24.7.1802, Виллер-Котре, департамент Эн - 5.12.1870, Пюи, близ Дьепа), французский писатель, драматург, журналист. Отец А. Дюма (Дюма-сына). Сын генерала-республиканца. В 1811-13 Дюма учился в коллеже, в 1816 работал клерком в нотариальной конторе Виллер-Котре. В 1823 приехал в Париж, поступил на службу в секретариат герцога Орлеанского (будущего короля Луи Филиппа). Первый успех Дюма принесли пьесы в духе романтизма «Генрих III и его двор» («Henry III et sa cour», 1829), «Антони» («Antony», 1831), «Нельская башня» («La tour de Nesles», 1832), «Кин» («Kean», 1836) и др., в постановках которых принимали участие крупнейшие актёры эпохи. Дюма сблизился с В. Гюго, А. В. де Виньи, Э. Делакруа, Ж. де Нервалем. Предпринял путешествия по Швейцарии (1832), Италии (1835), Бельгии, Германии (1838). Наибольшую известность Дюма принесли печатавшиеся изначально во французской периодике историко-авантюрные романы, многие из которых составили циклы или серии [трилогия о мушкетёрах - «Три мушкетёра» («Les trois mousquetaires», 1844), «Двадцать лет спустя» («Vingt ans après», 1845), «Виконт де Бражелон» («Le vicomte de Bragelonne», 1848-50); трилогия о религиозных войнах - «Королева Марго» («La reine Margot», 1845), «Графиня де Монсоро» («La dame de Monsoreau», 1846), «Сорок пять» («Les quarantecinq», 1847-48); серия «Записки лекаря» - «Жозеф Бальзамо» («Joseph Balsamo», 1846), «Ожерелье королевы» («Le collier de la reine», 1849), «Анж Питу» («Ange Pitou», 1853), «Графиня де Шарни» («La comtesse de Charny», 1855); роман «Граф Монте-Кристо» («Le comte de Monte-Cristo», 1844-45)]; некоторые из них были переделаны Дюма в пьесы. Среди других сочинений - фантастические новеллы и сказки, сюжеты которых были частично заимствованы Дюма у Э. Т. А. Гофмана и Х. К. Андерсена или сочинены самим: сборники «Тысяча и один призрак» («Les mille et un fantômes», 1849); «Сказки для больших и малых детей» («Les contes pour les grands et les petits enfants», 1860). Огромное художественное наследие Дюма включает в общей сложности более 1000 произведений. Дюма создал настоящую литературную мастерскую, привлекая к созданию своих произведений помощников (один из них, О. Маке, претендуя на авторство наиболее известных романов, в 1847 подал в суд, однако проиграл процесс, поскольку его роль ограничивалась сбором предварительного материала и наброском плана).

Реклама

После неудачной попытки стать депутатом Национального собрания и переворота 1851 года Дюма, спасаясь не столько от политических преследований, сколько от кредиторов, уехал в Бельгию, где начал работу над книгой «Мои мемуары» («Mes mémoires», т. 1-22, 1852-54). С июня 1858 по март 1859 Дюма был в России [впечатления отразились в книге «Путешествие по России» («Voyage en Russie», другое заглавие - «Из Парижа в Астрахань», «De Paris à Astrakan», 1858)]. В 1859 году отправился в Италию, где познакомился с Дж. Гарибальди (1860), сопровождал его в походе на Сицилию, стал директором национальных музеев в Неаполе. В 1865 жил в Австрии, Венгрии, работал военным корреспондентом парижских газет в период австро-прусской войны 1866 [роман «Прусский террор» («La terreur prussienne»), 1868], в 1866 вновь посетил Италию, в 1867 путешествовал по Германии. В 1869 Дюма жил в Англии, где написал «Большой кулинарный словарь» («Le grand dictionnaire de cuisine», опубликован посмертно в 1873). С 1870, уже больной, Дюма жил в доме сына в Пюи, где и умер. 30.11.2002 прах Дюма был торжественно перенесён в Пантеон. В 2005 году обнаружен и опубликован последний, незавершённый роман Дюма «Шевалье де Сент-Эрмин» («Le chevalier de Sainte-Нérmine», 1869-70, русский перевод 2006) - последняя часть трилогии о Французской революции и наполеоновской эпохе [1-я и 2-я части - «Белые и синие» («Les Blancs et les Bleus», 1867), «Соратники Иегу» («Les compagnons de Jéhu», 1857)]. В произведениях Дюма динамичный сюжет и замысловатая интрига сочетаются с достоверным воссозданием быта, характеров людей разных эпох (от античности до современной Дюма действительности): разрабатывая вымышленный сюжет, Дюма тщательно изучал воспоминания, хроники и другие исторические свидетельства. Романы Дюма входят в число самых издаваемых, переводимых и экранизируемых во всём мире, в том числе в России, где его творчество стало популярно уже в 1830-е годы, а переводы на русский язык появились в 1840-х годах.

Соч.: Собр. соч. М., 1976-1980. Т. 1-12; Собр. соч. М., 1991. Т. 1-15.

Лит.: Моруа А. Три Дюма. М., 1965; Наmel Р., Мéthé Р. Dictionnaire Dumas. Montréal, 1990; Циммерман Д. Александр Дюма Великий: [В 2 кн.]. М., 1996; Schopp С. А. Dumas, «le génie de la vie». Р., 1997; Драйтова Э. Повседневная жизнь Дюма и его героев. М., 2005; Lahlou R. А. Dumas ou Le don de l’enthousiasme. Р., 2006.

Н. Т. Пахсарьян.