Дюпор Луи Антуан

ДЮПОР (Duport) Луи Антуан (предположительно 1.1.1786 - 19.10.1853, Париж), французский танцовщик и хореограф. Один из крупнейших виртуозов своего времени. С 9 лет выступал с танцевальной труппой танцовщика Д. Пьера-Ландрена, затем в труппе француза-эмигранта А. Пласида в Северной Америке. С конца 1790-х годов в Париже. В 1797 участвовал в балете «Первый мореплаватель» А. Гретри (балетмейстер М. Гардель, смотри Гардель, семья). В 1800-08 солист Королевской академии музыки и танца. Танцевал в балетах «Пигмалион» Ф. Ш. Лефевра («Амбигю-комик»), «Свадьба Гамаша» на сборную музыку (Академия музыки и танца). Танец Дюпора отличался грациозностью и лёгкостью пируэтов, высокой техникой вращений. В 1805 году дебютировал как хореограф («Ацис и Галатея» на сборную музыку). В 1806 поставил балет «Фигаро, или Напрасная предосторожность» на сборную музыку (по комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник», исполнил партию Фигаро, Придворный театр в Сен-Клу, близ Парижа). В 1808-1811 выступал в Санкт-Петербурге и Москве. Исполнял ведущие партии в балетах Ш. Л. Дидло («Зефир и Флора», «Амур и Психея» и «Пастух и Гамадриада» Кавоса). В Санкт-Петербурге поставил балеты: «Любовь Венеры и Адониса, или Мщение Марса» (1808), «Суд Париса» Э. Мегюля и «Американцы, или Счастливое кораблекрушение» К. Каноббио (1809). В 1812-17 танцовщик, в 1821-1836 (с перерывами) хореограф в венском «Кернтнертортеатер». В 1817-18 танцевал в неаполитанском театре Сан-Карло, в 1819-20 выступал в Лондоне. В середине 1830-х годов вернулся в Париж.

Лит.: Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1928. Т. 1; Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. Л.; М., 1940; Красовская В. М. Балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л.; М., 1958; она же. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. Л., 1983.

В. М. Паппе.