Дюшан-Вийон Раймон

Дюшан-Вийон (Duchamp-Villon) РаймонДЮШАН-ВИЙОН (Duchamp-Villon) Раймон (Пьер Морис Раймон) (5.11.1876, Данвиль, близ Руана - 7.10.1918, Канн), французский скульптор. Обучался на медицинском факультете университета в Париже (до 1898), оставил его по болезни и увлёкся скульптурой, начав исполнять статуэтки женщин и животных. В течение нескольких лет вёл самостоятельные поиски, работая в разных стилях и манерах (в мраморе, бронзе, гипсе); испытал влияние О. Родена [«Футболисты» (Музей изящных искусств, Руан), «Эзоп», обе 1906; портреты сестёр - Ивонн и Мадлен, 1908-09 (частные собрания)]. В 1910 году заинтересовался кубизмом и вместе со своими братьями - М. Дюшаном и Ж. Вийоном создал группу «Пюто» (1911-13). В скульптурах Дюшан-Вийона геометризация объёмов сочетается с использованием приёмов древнегреческой пластики [«Пастораль» («Адам и Ева»), гипс, 1910, Национальный музей современного искусства, Париж], динамика достигается винтообразной компоновкой машиноподобных форм («Сидящая девушка»; «Большая лошадь», обе 1914). Его пластика, передающая стремительные рывки и мускульные напряжения, близка «силовым линиям» в футуристической скульптуре У. Боччони. В 1912 Дюшан-Вийон  создал проект фасада (гипсовую модель) «Кубистического дома» для художника А. Мара, в котором органично сочетается архитектурное решение со скульптурой. В 1915 году Дюшан-Вийон  отправился на фронт в качестве врача; заразившись тифом, последние годы жизни провёл в военном госпитале в Канне, где рисовал карикатуры и написал комедию «Семафоры» («Les Sémaphores»). Среди поздних работ также портреты-бюсты Ш. Бодлера (бронза, 1911, Национальный музей современного искусства, Париж) и доктора Госсе (1918, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, штат Нью-Йорк).

Лит.: R. Duchamp-Villon. (Cat.). N. Y., [1968]; Cabanne Р. Les trois Duchamp: J. Villon, R. Duchamp-Villon, М. Duchamp. Neuchâtel, 1975; R. Duchamp-Villon. (Cat.). Rouen, 1976.

В. А. Крючкова.