Дюшан Марсель

ДЮШАН (Duchamp) Марсель (Анри Робер Марсель) (28.7.1887, Бленвиль-Кревон, департамент Приморская Сена - 2.10.1968, Нёйи-сюр-Сен), французский художник. Начал заниматься живописью с 1902 («Капелла в Бленвиле», Музей искусств, Филадельфия). В 1904 прибыл в Париж, где обучался в академии Р. Жюлиана. В ранних работах осваивал приёмы постимпрессионизма, фовизма и живописи группы «наби» («Красный дом в яблоневом саду», 1908, частное собрание, Нью-Йорк, и др.). В 1911 сформировал вместе со своими братьями Р. Дюшан Вийоном и живописцем Жаком Вийоном (Гастон Дюшан; 1875-1963) группу «Пюто», которая составила ядро монпарнасского кубизма, заявившего о себе в 1912 году на выставке «Золотое сечение». Посредством дробления форм, взаимоналожения мелких граней и плоскостей Дюшан стремился передать движение, что сближает его живопись начала 1910-х годов с исканиями футуризма. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объёмы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры («Грустный молодой человек в поезде», 1911-12, Коллекция П. Гуггенхейм, Венеция; «Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2», 1912, Музей искусств, Филадельфия).

Реклама

Дюшан (Duchamp) МарсельС 1913 года Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые «готовые объекты» - реди-мейд: «Велосипедное колесо на табуретке» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк), скандально известный «Фонтан» (под таким названием был выставлен в 1917 году писсуар), «L. Н. О. О. Q» («Мона Лиза с усами», около 1919, Национальный музей современного искусства, Париж; смотри иллюстрацию к статье Дадаизм) и др. Они ознаменовали начало дадаистского периода в творчестве художника. В 1915 году прибыл в Нью-Йорк, где вместе с Ф. Пикабиа и Мэн Реем основал группу, деятельность которой подготовила художественное движение дадаизма. Обратившись (с 1913) к живописи на стекле, создал крупноформатную композицию «Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая её же холостяками» (1915-1923, не сохранилась; авторские реконструкции - 1936, Музей искусств. Филадельфия, и 1961, Музей современного искусства, Стокгольм), символизирующую циркуляцию инстинктивных желаний и потоков подсознания.

В 1923 году Дюшан заявил о своём отказе от художественного творчества, однако время от времени выступал с провокативными манифестациями «антиискусства». В 1935-41 им создан своего рода портативный музей: миниатюрные реплики и репродукции собственных произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Национальный музей современного искусства, Париж). После смерти Дюшана было обнаружено ещё одно его создание - «Данности: 1) водопад, 2) газовый светильник» (1946-66, Музей искусств, Филадельфия). Эту инсталляцию с вызывающе эротической женской фигурой, распростёртой со светильником в руке на фоне странного пейзажа, можно увидеть только в щель ветхой двери, наглухо перекрывающей загадочную сцену.

В конце жизни Дюшан приобрёл славу первопроходца и стал кумиром нового поколения авангарда, возобновившего экспериментальные искания дадаизма. Его творчество вошло в предысторию таких направлений, как on-арт, non-арт, кинетическое искусство, минимализм, концептуальное искусство. Сестра Дюшана - живописец Сюзанна Дюшан-Кротти (1889-1963), жена живописца Жана Кротти (Crotti; 1878-1958).

Соч.: Dialogues with М. Duchamp. L., 1971; The essential writings. L., 1975; Die Schriften / Hrsg. von S. Stauffer. Z., 1981.

Лит.: Tomkins С. The world of М. Duchamp. N. Y., 1966; Schwarz А. М. Duchamp. Р., 1974; Cabanne Р. Les trois Duchamp: J. Villon, R. Duchamp-Villon, М. Duchamp. Neuchâtel, 1975; Molderings Н. М. Duchamp. Fr./М., 1983; Bailly J. С. М. Duchamp. Р., 1984; Lebel R. М. Duchamp. Р., 1985; Moure G. М. Duchamp. L., 1988; М. Duchamp. (Cat.). Camb., 1993; М. Duchamp: artist of the century / Ed. R. Е. Kuenzli, F. М. Naumann. Z., 1994; Mink J. М. Duchamp: art as anti-art. Кöln, 1995.

В. А. Крючкова.