Дзайбацу

ДЗАЙБАЦУ (от японского дзай - богатство, благосостояние и бацу - группа, клика, сословие), термин, применяемый для обозначения крупнейших промышленных и финансовых объединений Японии. Вошёл в оборот накануне 1-й мировой войны. До этого имел преимущественно политическое содержание и использовался для обозначения наиболее состоятельных групп населения. До окончания 2-й мировой войны дзайбацу именовались концерны, каждый из которых объединял десятки компаний под контролем головной семейной компании. Из числа дзайбацу выделялись 4 крупнейших - «Mitsui», «Mitsubishi», «Sumimoto», «Yasuda». Дзайбацу контролировали основные отрасли экономики, сыграли значительную роль в милитаризации Японии. После 2-й мировой войны американская оккупационная администрация взяла курс на роспуск дзайбацу, навязав Японии жёсткое антимонопольное законодательство. Изменения, внесённые в него в 1949 и 1953 годах, способствовали возрождению крупных промышленно-финансовых объединений, но действующие антимонопольные законы во многом изменили их характер.

Ныне понятие «дзайбацу» прилагается не только к объединениям, существовавшим до конца 2-й мировой войны, но и к их одноимённым преемникам, а также к некоторым современным корпорациям, носящим имена бывших дочерних компаний прежних дзайбацу. Современные дзайбацу - это финансово-монополистические группы, объединяющие крупнейшие банки, страховые, промышленные, торговые компании, реорганизованные по принципам американских и западноевропейских монополий: входящие в них компании пользуются значительной внутренней самостоятельностью, контролирующее объединение группы не носят семейного характера, допускаются свободные купля и продажа акций, привлечение сторонних капиталов.