Джоберти Винченцо

ДЖОБЕРТИ (Gioberti) Винченцо (5.4.1801, Турин - 26.10.1852, Париж), итальянский философ, публицист, государственный деятель, один из главных идеологов Рисорджименто. Окончил теологический факультет Туринского университета (1823). Священник с 1825 года, с 1826 придворный капеллан в Пьемонте. Арестован в 1833 по подозрению в причастности к тайному обществу и затем выслан из Пьемонта, жил в Париже и в 1834-45 в Брюсселе, где вышли его основные работы. Сочинения «О духовном и гражданском первенстве итальянцев» («Del primato morale е civile degli Italiani», 1843) и «Современный иезуит» («Il gesuita moderno», vol. 1-7, 1846-47), содержавшие программу национального возрождения Италии и её объединения в федерацию государств во главе с папой, а также его религиозно-философские труды [«Теория сверхъестественного, или Рассуждение о согласии религии Откровения с человеческим умом и гражданским прогрессом наций» («Teorica del sovrannaturale, о sia discorso sulle convenienze delle religione rivelata colla mente umana е col progresso civile delle nazioni», 1838) и др.], принесли ему необычайную популярность. Триумфальное возвращение Джоберти в Италию завершилось избранием его в 1848 году в палату депутатов Пьемонта (с мая - её президент), с декабря 1848 по февраль 1849 возглавлял кабинет министров. После поражения Пьемонта в войне с Австрией в 1849 в добровольном изгнании в Париже, работал над главным философским трудом своей жизни «Протология» («Deila Protologia»; не закончен, опубликован в 1857). В политическом трактате «О гражданском восстановлении Италии» («Del rinnovamento civile d’Italia», vol. 1-2, 1851) будущая Италия мыслилась им теперь как унитарное светское государство. Посмертно опубликовано его сочинение о реформе Римско-католической церкви.

Реклама

Выступив во «Введении в изучение философии» («Introduzione alio studio della filosofia», vol. 1-4, 1840) с критикой «психологизма» в религии (протестантизм) и в философии (картезианство), Джоберти, опираясь на традицию христианского платонизма, противопоставил этому принцип «онтологизма» - изначальной интуитивной укоренённости человеческого сознания в бытии. В центре философской системы Джоберти - идея творения, её формула: «Сущее творит существующее» (L’Ente créа l’esistente). Отождествление Сущего (то есть Бога) с существованием ведёт к пантеизму (как у Г. В. Ф. Гегеля) или даже материализму (как в эволюционизме естественнонаучного толка). «Второй творческий цикл» - процесс духовного преображения человека и его восхождение (а через него - всего сотворённого мира) к Богу («существование возвращается к Сущему»).

Сочинения Джоберти были включены Ватиканом в «Индекс запрещённых книг», в том числе из-за его острой полемики с иезуитами и резкой критики папы Пия IX. Джоберти оказал влияние на актуальный идеализм Дж. Джентиле и католический спиритуализм М. Ф. Шакка; в России - на религиозно-философскую концепцию В. Ф. Эрна.

Соч.: Epistolario. Firenze, 1927-1937. Vol. 1- 11; Edizione nazionale delle opere... Mil.; Padova, 1938-1977. Vol. 1-31.

Лит.: Эрн В. Ф. Философия Джоберти. М., 1916; Omodeo А. V. Gioberti е la sua evoluzione politica. Torino, 1941; Stefanini L. Gioberti. Mil., 1947 (bibl.); Giamonna G. La problematica filosofica е pedagogica di V. Gioberti. Catania, 1973.

М. А. Киссель.