Джонс Джаспер

Джонс (Johns) ДжасперДЖОНС (Johns) Джаспер (родился 15.5.1930, Огаста, штат Джорджия), американский живописец, скульптор, график. В 1949-51 обучался в университете Южной Каролины, в 1952 переехал в Нью-Йорк, где посещал коммерческую художественную школу. В 1954 году встретился с Р. Раушенбергом; их совместная творческая деятельность положила начало американскому поп-арту. В искусстве Джонса это новое направление проявилось, прежде всего, в сериях картин «Американские флаги» (с 1954), «Мишени» (с 1955), где художник создаёт своего рода изобразительные тавтологии, повторяя в живописных формах общеизвестные знаки. Используя наряду с маслом энкаустику, Джонс усиливает материальную плотность картины, густоту мазков, в которой часто увязают, почти пропадают очертания знаков. Тот же характер имеют серии цифр и букв алфавита («Цветные цифры», 1958-59, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). В 1960 Джонс  создал серию бронзовых копий с бытовых вещей, среди которых наиболее известны повторения пивных банок («Расписанная бронза», 1960, Художественный музей, Базель). В крупномасштабных полотнах 1960-х годов разбросанные по полю красочные мазки, графические знаки, отрывочные изображения, элементы коллажа, бытовые предметы также демонстрируют проблематичные соотношения между реальностью, её условным обозначением и иллюзорным изображением («Мастерская», 1964, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк).

Реклама

В 1960-е годы Джонс  увлёкся литографией; приёмы печатной графики определили формально-пластическую тему его живописи 1970-х годов. В ней имитируются абстрактные композиции, но красочные мазки обозначаются перекрёстной штриховкой, а взаимоотношения между частями также строятся по принципу «перекрёстных связей» («Без названия», 1972, Музей Людвига, Кёльн). В работах 1980-х годов соединяются разные мотивы из предшествующих периодов, что придаёт им автобиографический характер: «Скачущие мысли» (1983, Музей американского искусства Уитни), где в пространстве полотна, как в человеческой памяти, свободно витают самые разные образы, взятые из личного опыта художника, из событий общественной жизни, из истории искусства.

Лит.: Kozloff М. J. Johns. N.Y., 1968; Francis R. J. Johns. N. Y., 1984; J. Johns: the Seasons. (Cat). N. Y., 1991; Vamedoe К. J. Johns: а retrospective. N. Y., 2006.

В. А. Крючкова.