Джонсон Бенджамин

ДЖОНСОН (Jonson) Бенджамин (Бен) (11.6.1572, Лондон - 6.8.1637, там же), английский драматург, поэт. Родился в семье священника. Окончил Вестминстерскую школу в Лондоне. Воевал солдатом-волонтёром во Фландрии, около 1592 вернулся в Англию. Около 1597 года поступил в театральную труппу Ф. Хенслоу как актёр и драматург. В 1598 за убийство на дуэли заточён в тюрьму; помилован благодаря влиятельным друзьям. Во время тюремного заключения перешёл в католичество (вернулся в англиканство в 1610). В 1605 назначен придворным поэтом. В 1616 опубликовал собрание своих сочинений (фолио) и получил звание поэта-лауреата. С 1628 городской хроникёр Лондона.

Джонсон  - один из крупнейших драматургов английского Возрождения, прославившийся главным образом своими комедиями. Успех Джонсону  принесли комедии «У каждого своя причуда» («Every man in his humour», 1598), поставленная в театре «Глобус» (одну из ролей играл У. Шекспир), и «Каждый без своей причуды» («Every man out of his humour», 1599). Однако лучшие комедии Джонсона  созданы в период 1606-14: «Вольпоне, или Лис» («Volpone, or The foxe», 1606), «Алхимик» («The alchemist», 1610) - сатира на предрассудки и увлечение оккультизмом, «Варфоломеевская ярмарка» («Bartholomew fair», 1614) - сатирическая панорама английского общества начала 17 века. Главные герои этих пьес - отрицательные персонажи, которые являются подлинными виртуозами интриги. Джонсон  - родоначальник классицизма в английской драматургии: он широко использовал так называемые говорящие имена; в трагедии на сюжет из римские истории «Падение Сеяна» («Sejanus: his fall», 1603) впервые в английской драматургии применил правило трёх единств (смотри Трёх единств теория). В отличие от Шекспира (своего друга и соперника) он концентрировал внимание на основной черте характера героя, руководствуясь популярной в его время теорией четырёх темпераментов, один из которых всецело определяет «нрав» («humour») личности. В ранних пьесах Джонсона  «нрав» трактован как индивидуальная странность, в поздних - как олицетворённый порок.

Реклама

С середины 1600-х годов Джонсон  писал маски для постановок при дворе, сотрудничая со сценографом И. Джонсом: «Маска о черноте» («The masque of blackness», 1605), «Маска о красоте» («The masque of beauty», 1608) и многие др. Из поэтических произведений Джонсона  выделяется элегия на смерть Шекспира (издана в так называемом Первом фолио У. Шекспира, 1623). В книге «Леса для постройки, или Открытия в отношении людей и событий» («Timber, or Discoveries made upon men and matter», изд. 1640) Джонсон  изложил свои литературно-теоретические взгляды.

Соч.: Works. Oxf., 1925-1952. Vol. 1-11; Пьесы. Л.; М., 1960.

Лит.: Парфенов А. Т. Б. Джонсон и его комедия «Вольпоне». М., 1982; Miles R. В. Jonson: his life and work. L., 1986; Cave R. А. В. Jonson and the theatre. L.; N. Y., 1999; The Cambridge companion to В. Jonson / Ed. R. Harp. Camb.; N. Y., 2000; The complete critical guide to В. Jonson. L., 2002; Brock D. Н., Welsh J. В. Jonson: а quadricentennial bibliography. Torino, 1974.

В. Н. Забалуев.