Дзогчен
ДЗОГЧЕН (сокращенно от тибетского rdzogspa chenро; буквально - великое совершенство), тайное учение тибетской буддийской школы ньингма (считается высшей ступенью практики, называемой Ати-йогой, совершенной йогой).
Согласно традиции, утверждение дзогчен в Тибете, равно как и истоки самой школы ньингма, связаны с деятельностью Падмасамбхавы, пандита, пришедшего в Тибет в правление тибетского царя Трисонг Децэна (около 755-797). Учение дзогчен тесно связано с движением тибетского буддизма, возникшим в 19 веке в русле ньингмапинской традиции в Риме (тибетский ris med), последователи которого исходят из того, что, помимо изучения и практики традиции собственной школы, необходимо также осваивать методы практики других школ. Первый учитель дзогчен «нашей кальпы» - Гараб Дордже (Прахеваджра, 1 век) - изложил сущность этого учения в «Трёх заветах». После него «держателями знания» (видьядхарами) дзогчен были: Манджушримитра (1 век), Шри Сингха (3 век), Джнянасутра (6-7 века). К числу видных теоретиков и практиков дзогчен относятся: Лонгчэн Рабджампа (Нацог Рандол, 1308-63), Далай-лама V (Нгаванг Лобзанг Гьяцо, 1617-82), Джигме Лингпа (1730-98), Джигме Гьялве Ньюгу (1765-1843), Патрул Ринпоче (1808-1887).
Реклама
В дзогчен различаются: обыденное сознание - сэм (тибетский sems) и состояние чистого осознавания, мгновенного присутствия изначального знания - purna (rig-pa), не «загрязнённое» субъективными эмоциями и желаниями индивида. Всё, что происходит в реальности, рассматривается в дзогчен как проявление или «игра» этого изначального осознавания. Практика дзогчен основана на прямом введении адепта в состояние purna через непосредственный контакт с учителем. «Двухчастный» путь совершенствования в дзогчен основан на изначальной чистоте - кадаг (ka-dag) и спонтанном присутствии - лхундруп (lhun-grub). Их единство соответствует единству искусных средств (санскритский upäya, тибетский thabs) и мудрости (санскритский prajnä, тибетский shesrab), имеющему принципиальное значение в догматике и практике тантрийских буддийских школ. Реализация этого единства, в конечном счете, приводит адепта дзогчен к достижению освобождения при жизни (дживанмукта).
На Западе учение дзогчен распространилось благодаря усилиям Намкхая Норбу Ринпоче (родился 1938), Далай-ламы XIV и других тибетских учителей. В России значительную роль в знакомстве с учением дзогчен сыграла деятельность Б. Д. Дандарона и его учеников.
Лит.: Далай-лама. Буддизм Тибета. СПб., 1991; он же. Мир тибетского буддизма. СПб., 1996; Берзин А. Общий обзор буддийских практик. СПб., 1993.
С. Ю. Лепехов.