Елизаветинское барокко

Елизаветинское бароккоЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО, стиль архитектуры и искусства в России середины 18 века, разновидность стиля барокко. Преобладающее в петровском барокко воздействие голландского зодчества и искусства уже в эпоху императрицы Анны Ивановны сменилось усилением французского, немецкого и итальянского влияний (приезд в Санкт-Петербург Л. Каравака, П. Ротари, Я. Штелина, братьев Г. К. и И. Ф. Гроот, Л. Токке); эта тенденция достигла апогея в царствование императрицы Елизаветы Петровны (отсюда - название стиля). Рост и укрепление абсолютной монархии в России определили торжественность, репрезентативность, пространственный размах регулярных ансамблей середины 18 века как в градостроительстве, так и в садово-парковом искусстве. Велось широкое строительство императорских дворцов (в Санкт-Петербурге, Петергофе и Царском Селе), храмов и монастырей (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге), усадеб русских аристократов. Во внутреннем убранстве дворцов театрализованная патетика барокко сочетается (особенно в поздний период елизаветинского барокко) с «монументализированными» формами рококо, оказавшего воздействие и на развитие декоративно-прикладного искусства эпохи. Такой синтез традиций европейского барокко, классицизма 17 века и (в ряде произведений) русского зодчества наиболее ярко проявился в творчестве крупнейшего зодчего этого времени - Б. Ф. Растрелли; значительными архитекторами эпохи были также Ф. С. Аргунов (смотри Аргуновы), К. И. Бланк, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский и др. Театрализация придворной жизни нашла отражение в пышном оформлении празднеств, церемоний и спектаклей (Дж. Валериани и др.).

Елизаветинское барокко

Лит.: Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 1978; Штелин Я. Я. Записки об изящных искусствах в России. М., 1990. Т. 1-2.

В. А. Кулаков.