Елизаветинский стиль
ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ СТИЛЬ, елизаветинское Возрождение (Elizabethan style, Elizabethan Renaissance), стиль английской архитектуры и искусства 2-й половины 16 – начала 17 века. Совпадает по времени с правлением королевы Елизаветы I Тюдор; иногда рассматривается как последняя фаза тюдоровского стиля.
В архитектуре елизаветинский стиль продолжал национальные традиции начала 16 века, когда в постройках для знати в большей мере проявилось стремление к комфорту, чем к безопасности. В елизаветинском стиле заметно усилились влияния французского Ренессанса, фламандского маньеризма (и через их посредство - итальянского Возрождения). Королевские по размаху дворцы английской знати отличались цельностью объёмов, ясностью горизонтального членения фасадов, структура которых образована чётким ритмом ризалитов, больших прямоугольных окон и эркеров; внутренние помещения были сгруппированы симметричными блоками вокруг центрального 2-этажного холла. Особой роскошью отмечены интерьеры, в декоре которых приёмы английской поздней готики сочетались с ренессансным орнаментом, широко использовались лепные украшения, росписи, резные дубовые стенные панели, богатая отделка потолков и каминов из цветного мрамора. Элементы ордера использовались скорее как декоративная, чем конструктивная система, что нередко придавало зданиям эклектический и несколько причудливый характер (Берлихаус, ныне в Кембриджшире, 1555-64 и 1577-87, - здание с каминными трубами в виде ионических колонн); в планах зданий, помимо распространённых форм (в виде литер П, Н, Е), использовались экзотические (в виде инициалов заказчика; так называемая Треугольная Лоджия в Нортгемптоншире, около 1595, и др.).
Реклама
К знаменитым постройкам елизаветинского стиля относятся Лонглит-хаус в Уилтшире (1568-1580, архитекторы Р. Смитсон и Дж. Тинн), Керби-холл в Нортгемптоншире (1570-75, архитектор Дж. Торп; строился до 1590, ныне частично в руинах), Уоллатон-холл в Ноттингемшире (около 1580-1588, Смитсон), Монтакьют-хаус в Сомерсетшире (1580-99), а также Хардуик-холл в Дербишире (1590-97, Смитсон), в котором характерное для елизаветинского стиля преобладание над стеной громадных окон с мелкой сеткой переплётов доведено до максимума, а силуэт здания акцентирован башнями, завершающимися ажурными каменными фронтонами.
Тяготея к единству предметного ансамбля, елизаветинский стиль нашёл отражение в декоративно-прикладном искусстве. В мебели (преимущественно из дуба) преобладают массивные формы, нередко использован обширный арсенал архитектурных мотивов. Расцвета достигают ювелирное искусство и английское шитьё (так называемое opus anglicanum) в духе декоративных панно. В области моды (запечатлённой в живописи) елизаветинский стиль характеризуется тяготением к элегантности, подчёркиванию удлинённых форм, пристрастием к облегающим камзолам, огромным воротникам, обрамлявшим лицо, и т.п.
Живописцы елизаветинского стиля, работавшие главным образом в жанрах парадного портрета и портретной миниатюры (Н. Хиллиард, Г. Говер, М. Герартс, А. Оливер), сознательно ориентировались на творчество Х. Хольбейна Младшего, французские и нидерландские образцы; их работам присущи ювелирная тщательность исполнения, подчёркнутое внимание к деталям костюма и аксессуарам, декоративное использование цвета; влияние средневековых традиций ощутимо в плоскостности и линейном графизме.
Лит.: Wüsten Е. Die Architektur des Manierismus in England. Lpz., 1951; Mercer Е. English art. 1553-1625. Oxf., 1962; Strong R. The Elizabethan image. Painting in England 1540- 1620. L., 1969; Summerson J. Architecture in Britain. 1530 to 1830. 9th ed. New Haven; L., 1993; Воронина Т. С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994.
Т. С. Воронина, В. А. Кулаков.