Естественное право

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (латинский - jus naturale), понятие теории права, обозначающее совокупность свойственных природе законов, регулирующих порядок в ней. Общество и люди, которые его составляют, - неотъемлемая часть природы; поэтому естественное право распространяется также на них (смотри Естественное состояние). Идея естественного права как теории, предполагающей выведение права из природы человека, не зависящей от социальных, экономических и других институтов, впервые была выдвинута и разрабатывалась в философии античной Греции; позднее разрабатывалась древнеримскими юристами.

Сторонники естественного права в основном придерживались взгляда, что законы природы не есть порождение человеческого Я. Однако на протяжении истории не раз менялось понимание ими характера самой природы. В эпоху античности под ней преимущественно имелся в виду сразу весь космос, Вселенная целиком. Во времена европейского Средневековья, в период безраздельного доминирования христианского мировоззрения, природа выступает инкарнацией Божественного начала; её законы трактовались как изъявление воли Бога, отражающееся в Священном Писании и в человеческом разуме (например, в трудах Фомы Аквинского).

Реклама

Основная идея концепции естественного права заключается в том, что настоящие законы (законы природы) наличествуют объективно, их бытие не зависит от воли того или иного человека, сообщества лиц; законы же «искусственные» (законы, устанавливаемые государством) - прямой результат преднамеренных действий конкретных людей, руководствующихся в законотворчестве собственными потребностями и желаниями. Эти законы, принимаемые людьми, должны соответствовать идеалу - естественному праву, т. е. феномену природы, совершенному образцу общеобязательных нормативов, никем не установленному, существующему самому по себе.

К проблематике естественного права относится вопрос о так называемых естественных (неотчуждаемых) правах человека. Естественное право - свобода каждого человека, его участие (либо неучастие) в решении судеб общества, равенство всех людей перед законом и т.п. - не есть милость монархов или дар законодателей. Напротив, все они органично присущи индивиду как таковому. Ими располагает каждый, независимо от того, признают ли их структуры государства, закрепляет и гарантирует ли их законодательство.

Естественные права - комплекс фактических возможностей и долженствований людей быть собственниками определённых социокультурных благ. Эти фактические возможности и долженствования при известных условиях необходимо порождаются общественно-исторической практикой, легитимируются ею и в ряде случаев легализируются государством. Естественные права не заключают в себе раз и навсегда данных прав, и их понимание различно. Так, по Дж. Локку, это свобода, равенство, собственность как нечто неразрывно связанное с личностью (но, поскольку люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости, собственность не может быть равной). По мнению Ж. Ж. Руссо, естественные права сводятся к «свободе, равенству и братству».

Без обладания возможностями (правами) и долженствованиями (обязанностями) социум не может нормально существовать и функционировать. Поэтому он (коллектив взаимодействующих людей) формирует соответствующий тип личности. В выигрыше (если права и обязанности человека соблюдаются) либо в проигрыше (если права и обязанности человека игнорируются) одинаково оказываются и личность, и социум.

Вместе с теорией «общественного договора» концепция естественного права явилась идеологией, обусловившей буржуазно-демократической революции Нового времени.

Лит.: Tuck R. Natural rights theories: Their origin and development. Camb., 1979; Breuer S. Sozialgeschichte des Naturrechts. Opladen, 1983; Жуков В. Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX в. М., 2001; Глухарева Л. И. Методологические основы теории прав человека. М., 2004.

Л. С. Мамут.