Естественное состояние
ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ,
1) понятие социально-философских учений 17 – начала 19 вв. о происхождении общества, государства и права. Естественное состояние представляется в них как некогда предшествовавшее общественному или государственному порядку состояние людей, из которого они рано или поздно выходят (под влиянием инстинкта или благодаря способности к совершенствованию разума, развитию труда, семьи, возникновению собственности и др.). Естественное состояние не тождественно первобытному обществу, сведения о котором в 16-17 веках были крайне смутными. Понятие «естественное состояние» возникло как абстракция, с помощью которой, во-первых, вводилось представление о двух качественно различных состояниях истории и, во-вторых, фиксировались особенности человеческой природы в её наиболее «чистом» виде. В дальнейшем оно конкретизировалось, аккумулируя новые сведения о первобытности, полученные путешественниками и мореплавателями, обогащалось за счёт научно-философского анализа исторического процесса (различение дикости, варварства, цивилизации; обращение к проблемам частной собственности, классов, государства, права и др.).
Реклама
Отдельные элементы представлений о естественном состоянии зародились ещё в античности. В греческой мифологии существовало представление о золотом веке как свободном и счастливом состоянии человечества. Софисты подчёркивали произвольность и условность государственных установлений. Эпикур и его последователи учили, что общество есть результат договорных отношений на основе стремления людей к общей пользе и др. Важной вехой стала выдвинутая Фомой Аквинским идея естественного закона как разновидности Божественного закона, естественности богопознания. Впоследствии понимание естественного закона как внутреннего голоса собственной природы человека стало одним из источников идеи естественного состояния.
Основные предпосылки формирования понятия естественного состояния сложились в эпоху Ренессанса: становление буржуазного индивидуализма; представление о вечной и неизменной природе человека, о его изначальной неспособности к общественной жизни (Н. Макиавелли), каковая складывается в результате искусственного объединения людей; знакомство в ходе Великих географических открытий с народами, находившимися на разных ступенях социального и культурного развития, и др.
Понятие «естественное состояние» получило широкое распространение в социально-философских учениях эпохи ранних буржуазных революций, став важным элементом буржуазно-демократических идеалов: люди в естественном состоянии равны между собой и свободны, а все феодальные учреждения и сословные привилегии должны быть уничтожены как противные природе.
Для Т. Гоббса естественное состояние - это состояние социального хаоса и «войны всех против всех». Чтобы преодолеть антагонизм между эгоистической природой человека и потребностью объединить людей в общество, необходимы некоторые «привходящие обстоятельства», закреплённые в общественном договоре. Б. Спиноза и Дж. Локк не противопоставляли столь радикально естественное состояние государственному порядку, находя ряд его предпосылок в естественном состоянии (общество складывалось до появления государства, последнее призвано не ограничивать индивида, а гарантировать «жизнь, личную свободу и собственность» и др.). Д. Дидро был убеждён, что люди всегда жили сообществами, а все отношения между индивидами регулировались «естественным законом нравственности», в силу которого общение было доброжелательным, лишённым враждебности. Ж. Ж. Руссо считал важнейшей чертой естественного состояния то, что люди «часто оказывали друг другу взаимную помощь»; ведь тогда «плодов земли хватало на всех», каждый имел «только истинные потребности», не извращённые будущим гражданским состоянием. Понятие «естественное состояние» сыграло важную роль в разработке мыслителями того времени теории естественного права как совокупности принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека.
В России идея естественного состояния («натуральное состояние») распространилась в просветительской общественной мысли 18 - начала 19 века (С. Е. Десницкий, А. П. Куницын, А. Н. Радищев, декабристы и др.).
В 1-й половине 19 века понятие «естественное состояние» утрачивает своё прежнее содержание по мере осознания того, что социальная жизнь - не результат искусственного объединения людей, а естественная форма существования человека (О. Конт, Г. Спенсер). Так что имеет смысл говорить лишь о природно-биологических предпосылках и условиях существования человеческого общества.
2) В современной биоэтике естественное состояние рассматривается в рамках дилеммы «естественное - искусственное». Естественное состояние - фаза (обычно начальная или заключительная) биотехнологий, реализуемых с использованием живых организмов, компонентов живой клетки; этап процессов, связанных с целенаправленным комбинированием генетического материала, конструированием новых биоорганизмов (смотри Искусственное оплодотворение, Клонирование и др.).
Лит.: Dunn J. The political thought of J. Locke. Camb., 1969, Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1974; Tuck R. Natural rights theories: their origin and development. Camb., 1979; Strauss L. The political philosophy of Hobbes: its basis and its genesis. Chi., 1984; Найдыш В. М. Цивилизация как проблема философии истории. М., 1997; Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. М., 1998.
В. М. Найдыш.